Материалы » Методы организации самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку » Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка

Страница 1

Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи.

Сегодня под проблемным методом обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно рассуждает, размышляет, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, и если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Следует сказать, что проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Хочется отметить, что источником внутренних стимулов самостоятельной познавательной деятельности является интенсификация ориентировочных действий учащихся, вызываемая постановкой проблемных вопросов и рациональной организацией самостоятельной работы. Подобные вопросы вызывают у учащихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимо упомянуть, что этот метод, не смотря на свою эффективность, как и любой другой, нельзя считать единственно приемлемым для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Учителю следует помнить, что нельзя в каждом простейшем вопросе видеть проблему. Также нельзя выдвигать слишком сложные задания перед учениками, так как они требуют специальной подготовки и особых знаний. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для этого учитель может использовать разные способы поощрения учащихся. Также учителю необходимо проявить терпимость к ошибкам учеников и исправлять эти ошибки тогда, когда ученику требуется помощь.

Как уже отмечалось выше, проблемный метод соответствует социальному заказу, природе развивающего научного знания, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения. Использование проблемного метода обучения способствует эффективному развитию самостоятельной работы учащихся, принятию ими самостоятельных решений по той или ной проблеме.

В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс). Эту систему называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная цель данной формы организации обучения заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...

Понятие общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Впервые теоретическое обоснование о ...

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru