Материалы » Организация научных исследований в России » Научно-исследовательская работа в высшей школе

Научно-исследовательская работа в высшей школе

Страница 5

Индивидуальное выполнение УНИР как элемента учебного процесса в высшей школе создает возможность проектирования студентом своей собственной научной деятельности в сотрудничестве с преподавателем. Взгляд на учебно-исследовательскую деятельность с точки зрения индивидуальной интеракции позволяет говорить о том, что индивидуальный опыт, приобретенный в процессе самостоятельного выполнения УНИР, становится основой формирования и развития творческого потенциала студента и детерминирует его профессиональные возможности в будущем как молодого специалиста.

Учебно-исследовательская деятельность как элемент индивидуализации обучения способствует повышению активности студента как на уровне решения общественно значимых задач, так и на уровне личностного саморазвития, реализации творческого потенциала в условиях обучения в вузе и в период профессионального становления.

Исследовательское обучение как высший уровень проблемного обучения обеспечивает научную творческую активность, возникновение механизма, побуждающего студентов к поиску истины, развитие интереса к процессу восприятия новых научных знаний; позволяет реализовать и развивать творческие возможности. Учет личных интересов студентов оказывает существенное влияние на продуктивность (оригинальность, широту и глубину поиска) выполнения исследований.

В целом подробное рассмотрение учебной научно-исследовательской работы как элемента индивидуализации обучения, способствующего гармоничному развитию личности студента, обусловливает необходимость обращения к самим субъектам индивидуального процесса обучения, реальным участникам взаимодействия: студентам и преподавателям. В уточнении нуждаются их внутренние характеристики, превалирующие интересы, установки, настроения и доминирующие социальные практики. Особый исследовательский интерес вызывают также наличествующие объективные и субъективные условия, в рамках которых реализуется процесс гармоничного развития личности студента. Эти вопросы остаются открытыми и продуцируют возможность исследовательского поиска в рамках обозначенного направления.

Современное понятие "научно-исследовательская работа студентов" (НИРС) включает в себя два взаимосвязанных элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта организации научной работы студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов; организация научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР, включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Православные детские лагеря
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой ...

Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
С целью проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы посчитали необходимым провести повторную диагностику музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностики. Результаты повторной ...

Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru