Материалы » Организация научных исследований в России » Научно-исследовательская работа в высшей школе

Научно-исследовательская работа в высшей школе

Страница 5

Индивидуальное выполнение УНИР как элемента учебного процесса в высшей школе создает возможность проектирования студентом своей собственной научной деятельности в сотрудничестве с преподавателем. Взгляд на учебно-исследовательскую деятельность с точки зрения индивидуальной интеракции позволяет говорить о том, что индивидуальный опыт, приобретенный в процессе самостоятельного выполнения УНИР, становится основой формирования и развития творческого потенциала студента и детерминирует его профессиональные возможности в будущем как молодого специалиста.

Учебно-исследовательская деятельность как элемент индивидуализации обучения способствует повышению активности студента как на уровне решения общественно значимых задач, так и на уровне личностного саморазвития, реализации творческого потенциала в условиях обучения в вузе и в период профессионального становления.

Исследовательское обучение как высший уровень проблемного обучения обеспечивает научную творческую активность, возникновение механизма, побуждающего студентов к поиску истины, развитие интереса к процессу восприятия новых научных знаний; позволяет реализовать и развивать творческие возможности. Учет личных интересов студентов оказывает существенное влияние на продуктивность (оригинальность, широту и глубину поиска) выполнения исследований.

В целом подробное рассмотрение учебной научно-исследовательской работы как элемента индивидуализации обучения, способствующего гармоничному развитию личности студента, обусловливает необходимость обращения к самим субъектам индивидуального процесса обучения, реальным участникам взаимодействия: студентам и преподавателям. В уточнении нуждаются их внутренние характеристики, превалирующие интересы, установки, настроения и доминирующие социальные практики. Особый исследовательский интерес вызывают также наличествующие объективные и субъективные условия, в рамках которых реализуется процесс гармоничного развития личности студента. Эти вопросы остаются открытыми и продуцируют возможность исследовательского поиска в рамках обозначенного направления.

Современное понятие "научно-исследовательская работа студентов" (НИРС) включает в себя два взаимосвязанных элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта организации научной работы студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов; организация научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР, включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Девиантное поведение: понятие, причины
Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происход ...

Сущность личностно-ориентированного подхода
Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Системы образования в любой стране призваны способствовать реали ...

Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru