Материалы » Экономическое образование школьников » Характеристика некоторых педагогических технологий

Характеристика некоторых педагогических технологий

Страница 1

Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включению учащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи, выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализация объема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучения выступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий из микроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное, разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид, синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступным массовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может быть модель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий. Благодаря устранению формализма в организации дидактического процесса и усилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функций программированного обучения в то же время создает исключительно благоприятные возможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученика учебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.

Большое внимание в последние годы уделяется развивающему обучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот вид обучения представляет собой особую систему организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется прежде всего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озоне ближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению к определенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, но решает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно строить таким образом, чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировало психическое развитие ребенка.

В настоящее время существует несколько систем развивающего обучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: система Л.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова – общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувств школьников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этой системы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержание образования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а также специфические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которых связано в основном с выполнением следующих дидактических позиций: первичная ориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения, проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждый ученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактической программы.

Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающего обучения является проблемное обучение. Специфика этой технологии заключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагает такую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимально сочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.

В целом технология проблемного обучения во многом близка классической организации учебного процесса и содержит следующие узловые позиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решения путем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутой гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективный способ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО). Достоинствами этих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиеся осознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительные умения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность, ответственность, коммуникабельность и др.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Основные этапы развития образования в России
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, с ...

Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:классификация, виды и причины формирования
Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Согласно современным научным представлениям, понятие «ум ...

Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
С целью проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы посчитали необходимым провести повторную диагностику музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностики. Результаты повторной ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru