Материалы » Экономическое образование школьников » Характеристика некоторых педагогических технологий

Характеристика некоторых педагогических технологий

Страница 1

Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, наличие четких инструкций (рекомендаций) по включению учащихся в познавательную деятельность, наличие оперативной обратной связи, выражающейся в контроле и оценке достижений учащихся, а также индивидуализация объема материала и темпа его изучения. Стержнем программированного обучения выступает специальная программа, представляющая собой алгоритм, состоящий из микроэтапов процесса освоения знания или овладения умением. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности учебного программирования: линейное, разветвленное и смешанное. На практике чаще используется последний вид, синтезирующий достоинства двух первых. Наиболее распространенным и доступным массовому учителю вариантом организации обучения в этом русле может быть модель, реализующая теорию поэтапного формирования умственных действий. Благодаря устранению формализма в организации дидактического процесса и усилению «личностного фактора», эта теория при несомненном выполнении функций программированного обучения в то же время создает исключительно благоприятные возможности для обучения развивающего, связанного с формированием у ученика учебной деятельности и с развитием его как субъекта этой деятельности.

Большое внимание в последние годы уделяется развивающему обучению как личностно-ориентированной педагогической технологии. Этот вид обучения представляет собой особую систему организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Теория развивающего обучения зиждется прежде всего на принципиально важном для любого обучения тезисе Л.С.Выгодскогог озоне ближайшего развития, то есть особом состоянии психики ребенка по отношению к определенным задачам: в данный момент он не может решать их самостоятельно, но решает с помощью взрослого. В этой связи обучение нужно строить таким образом, чтобы оно опиралось на зону ближайшего развития и тем самым стимулировало психическое развитие ребенка.

В настоящее время существует несколько систем развивающего обучения. Две из них официально узаконены на уровне начальной школы: система Л.В. Занкова и система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Главная задача начального обучения по системе Л.В.Занкова – общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и чувств школьников, выступающее базой усвоения ими знаний, умений и навыков. Для этой системы характерно более богатое по сравнению с традиционной школой содержание образования, обеспечивающее многообразие деятельности школьников, а также специфические методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Стержнем развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова выступает цепь усложняющихся предметных задач, решение которых связано в основном с выполнением следующих дидактических позиций: первичная ориентировка в задаче, выдвижение гипотезы, разработка способов ее решения, проверка целесообразности и универсальности найденного способа. При этом каждый ученик на деле становится и автором и исполнителем сложной дидактической программы.

Близким по своей сути к рассмотренным системам развивающего обучения является проблемное обучение. Специфика этой технологии заключена в самом термине. Следовательно, проблемное обучение предполагает такую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает на только отработку ЗУНов, но и развитие их мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Именно в таком обучении оптимально сочетаются репродуктивная и творческая стороны учебной деятельности школьников.

В целом технология проблемного обучения во многом близка классической организации учебного процесса и содержит следующие узловые позиции: проблемная ситуация; осознание сущности проблемы; поиск способа решения путем догадок или выдвижения и обоснования гипотезы; доказательство выдвинутой гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

К развивающим педагогическим технологиям также относят коллективный способ обучения (КСО) и коллективное взаимообучение (КВО). Достоинствами этих технологий является то, что в результате учебного взаимодействия учащиеся осознанно усваивают материал. Кроме этого, у них развиваются речемыслительные умения, память, внимание, а также важные личностные качества: инициативность, ответственность, коммуникабельность и др.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Дисциплина средневековой школы
Так как схоластическое обучение, и по составу предметов, и по языку, и по чуждым самодеятельности ученика приемам, не представляло интереса и не согласовалось с законами развивающегося, юношеского духа, то оно могло основываться только на строгой дисциплине. Вместе с тем, обучение это не могло имет ...

Формы и методы совместной работыУДО и семьи
Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают ...

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для гл ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru