Материалы » Экономическое образование школьников » Основные методологические проблемы педагогической науки

Основные методологические проблемы педагогической науки

Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающего поколения и условия организации педагогического процесса.

Педагогика как наука рассматривает человека в определенном ракурсе: в аспекте целенаправленной его социализации, приобщения к участию в жизни общества. Междисциплинарный характер педагогики проявляется в ее интегративной функции по отношению к другим наукам, участвующим в изучении образовательно-воспитательного процесса, но отличающимся от нее тем, что ни для одной науки этот процесс не является собственным и специфическим объектом исследования.

Педагогическая наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия, сущность которого заключается в том, что старшее поколение стремится к созданию максимально эффективной организации целостного педагогического процесса для подрастающего поколения. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного противоречия перестройки системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформы высшей и средней школы.

Педагогическая практика в настоящее время не располагает четко выверенными ориентациями системного подхода к реформированию образования. Педагогам необходимы определенные методологические идеи, позволяющие с научных позиций судить о государственной политике в области педагогики и образования.

Под методологией понимают область знаний, которая предназначена для поиска общих подходов к решению проблем различной степени сложности. Методология обеспечивает корректную постановку проблемы, выявление основных принципов и способов организации и осуществления соответствующей теоретической и практической деятельности.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы педагогической науки:

- сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

- предмет педагогики в условиях непрерывного образования;

- диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночных отношений;

- диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;

- социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

- социальные, философские и психолого-педагогические основы определения содержания образования;

- диалектика социального и биологического в развитии личности;

- диалектика и логика педагогического мышления.

Сейчас все большее распространение приобретают комплексные исследования, в которых принимает участие педагогика. Различают два основных вида комплексных исследований: монодисциплинарное исследование проблем, сходных по своей сущности, осуществляемых специалистами одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. При этом первое может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Педагогические исследования – монодисциплинарные в том смысле, что любой ряд проблем в педагогике рассматривается и решается в рамках этой науки. Не становится педагогическое исследование междисциплинарными тогда, когда исследователь, ощущая недостаток психологических знаний проводит психологическое исследование внутри педагогического или заказывает такое исследование специалисту-психологу. Изменяется позиция ученого, но не предмет и задачи науки.

Таким образом, реализация интегрированной функции педагогики выступает в качестве следующих методологических условий развития и формирования педагогической теории:

- необходимость определения собственного объекта и предмета педагогической теории, его отличия от тех, которыми занимаются другие науки;

- сохранение специфических характеристик педагогической действительности на всех уровнях теоретического абстрагирования;

- ориентация на переход от теоретического знания к нормативному и тем самым к преобразованию педагогической действительности;

- соответствие педагогической теории современным требованиям к любой теории как системе общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

Другая информация:

Однородность образовательной системы в разных видах средневековых школ
Описанный строй схоластического образования был общим, по существу, для всей средневековой школы, для всех ее видов: и для церковно-приходских, и для монастырских, и для университетов, и даже для школ городских. Между ними была, разумеется, некоторая разница в организации школьного управления, в об ...

Приемы развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта работы) приходят к выводу о необходимости: - используя способность детей шестилетнего возрас ...

Интерес к рисованию и тематика рисунков
Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и ра ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru