В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании, как узкопрофильной деятельности. В связи с этим формируется убеждение, что процесс обучения является отдельным аспектом культурной жизни народа.
Осваивая социум и собственное положение в нем, человек в процессе образования получает возможность активной реализации и самореализации в обществе на основе соотнесения собственных, индивидуальных и социальных позиций. В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства на основе приобщения к мультикультурной среде в единстве с субкультурными особенностями государственных, национальных, социальных, профессиональных групп и сообществ.
Можно выделить несколько подходов, определяющих специфику построения образовательного процесса с позиции освоения человеком социокультурного опыта:
Аксиологический подход - определяет обновление ценностных ориентаций социума и нацеленность на формирование общественного идеала личности.
Целостный подход - рассматривает человека как сложную биопсихо-социокультурную систему, а общество — как единую структурную организацию.
Гуманистический подход - позволяет определить сущностные характеристики личности и возможности ее самореализации.
Культурологический подход - ориентирует на освоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе стихийного и целенаправленного образования.
Рассмотрим каждый из перечисленных подходов, исходя из основных составляющих компонентов дидактики (целеполагание, содержание, формы, методы, средства и т.д.).
Другая информация:
Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в
изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...
Рыцарское воспитание и образование
Даже рыцарство—эта, по-видимому, совершенно светская форма духовной культуры средних веков, — однако, не выходить, в действительности, из-под влияния церковно-образовательного строя средневековой жизни. Интересы церкви и здесь составляют конечную цель рыцарского воспитания, с его гимнастическими уп ...
Сравнительная характеристика нарушений и отклонений в развитии ребенка
Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема охраны здоровья подрастающего поколения - наиболее ранимой и незащищенной части населения, подвергающейся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. По данным официальной статистики заболеваемость д ...