Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Семейный бюджет в системе экономических знаний

Семейный бюджет в системе экономических знаний

Страница 2

Планирование семейного бюджета предполагает ведение домашнего хозяйства, знание, из чего состоят доходы семьи и как расходуются денежные средства. Денежные доходы – это, прежде всего, заработная плата, а также пенсии, пособия, стипендии, или так называемые государственные социальные выплаты. Кроме того, возможны доходы от собственности (плата за аренду жилья, проценты по денежным вкладам) или от предпринимательской деятельности.

К расходам относятся налоги и другие обязательные платежи. Некоторые налоги (например, подоходный) автоматически вычитаются из заработной платы и даже не включаются в семейный бюджет, другие выплачиваются членами семьи самостоятельно, например, налог на имущество. Многие семьи делают сбережения: они отказываются от потребления в настоящем, откладывая часть своих доходов на будущие расходы. Обычно личные сбережения хранятся в сберегательном банке.

По итогам анализа литературы, посвященной рассматриваемой в работе тематике, можно прийти к выводу, что создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета. Главный недостаток многих семей – неумение соизмерить свои соблазны с доходами. И это нередко ведет к многочисленным долгам, плохому настроению, нервозности.

В свете выявленных проблем представляется необходимым провести анализ содержания темы «Семейный бюджет» на профильном уровне общеобразовательного стандарта. Как уже указывалось нами в 1 главе дипломной работы, учебный предмет «Экономика» в разных школах представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Профильный уровень выбирается с учетом личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне обучающиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. В приведенной ниже таблице № 3 рассмотрим подробно цели, содержание и необходимый перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся по завершении изучения темы «Семейный бюджет» в профильном 11 классе.

Таблица № 3

Тема «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики на профильном уровне общеобразовательного стандарта

Цели

Содержание

Приобретаемые знания, умения, навыки

1. Освоение системы знаний

Источники семейных доходов. Анализ структуры, составление баланса расходов и доходов семьи. Заработная плата как основной источник доходов граждан. Семейные расходы и закономерности их изменения. Сбережения и потребительский кредит. Инфляция и семейная экономика; неравенство личных доходов. Потребительская корзина.

1. Должны знать/понимать:

- основные экономические принципы функционирования семьи;

- проблемы экономического неравенства, то есть различий в благосостоянии граждан;

- семейные расходы и закономерности их изменения.

2. Должны уметь:

- приводить примеры различия в богатстве семей и их сглаживание государством, влияния инфляции на доходы семей; анализа структуры семейных доходов;

- выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

- находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических данных.

- описывать: факторы благосостояния и цели ведения семейного бюджета, виды налогов, потребительскую корзину; структуру доходов и расходов семейного бюджета; пути экономии; негативное влияние инфляции на семейную экономику;

- сравнивать: уровни благосостояния разных групп населения одной страны (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание). Благосостояние граждан разных стран. Номинальный и реальный доход семьи.

3. Приобретают навыки вычисления на условных примерах Сметы/бюджета доходов и расходов семьи.

2. Овладение умениями

Сопоставление потребностей и возможностей, оптимальное распределение своих материальных и трудовых ресурсов, составление семейного бюджета.

3. Развитие экономического мышления, содействие профессиональному самоопределению

Способности критически осмысливать полученную информацию об экономике, государственной экономической политике, вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях; применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной жизни, в частности при ведении домашнего хозяйства (составлении семейного бюджета). Нахождение путей экономии при ведении семейного бюджета.

4.Формирование готовности использовать полученные знания по вопросам:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач в повседневной жизни;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки событий с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология». Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроко ...

Народная игрушка. История и современность
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем переме ...

Методы закрепления изучаемого материала
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Исходя из приведенной выше ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru