После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. Гипотеза – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.
Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).
Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:
а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;
б) как определить уровень проявления изучаемого явления;
в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».
Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.
Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.
Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.
Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.
Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.
Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.
Задачи:
Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;
Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;
Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.
Примечание.
Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.
Другая информация:
Проблема обучения выразительному чтению
Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в ...
Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного
подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...
Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...