Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой » Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Страница 2

После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. Гипотеза – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.

Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:

а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;

б) как определить уровень проявления изучаемого явления;

в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:

Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».

Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.

Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.

Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.

Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.

Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.

Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.

Задачи:

Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;

Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;

Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.

Примечание.

Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Основные методологические проблемы педагогической науки
Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с за ...

Развитие теории музыкального мышления в трудах зарубежных и отечественных исследователей
При комплексном исследовании музыкального мышления мы не можем обойтись без истории, так как в связи с её развитием выясняются этапы формирования теории музыкального мышления. Историю возникновения понятия «музыкальное мышление» проследить довольно сложно. Музыкальное искусство, как особого рода ду ...

Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте
“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем други ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru