Материалы » Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей » Музыкальные способности и их развитие

Музыкальные способности и их развитие

Страница 2

Понятие «музыкальные способности» неразрывно связано с понятием музыкальности, основным признаком которой является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание. Музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки. Чтобы эмоционально переживать музыку, нужно, прежде всего, воспринять звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но может лишь очень немногое различить, дифференцировать, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, что до него дойдет незначительная часть выразительного содержания музыки. Таким образом, музыкальность – это совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью; единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия, «слышания» музыки.

Рано проявляются признаки одаренности в области музыки. Самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, музыка звучит во всем. Между тем музыкальное развитие ребенка представляет собой сложное, многосоставное явление, которое включает различные компоненты, находящиеся в тесной взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и совершающимся при этом развитии. Таким образом, очевидно сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них. По мнению В.С. Мухиной, основной движущей силой развития психики ребенка является взаимодействие ребенка с условиями его существования, с социальным окружением: с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения. В этот ряд необходимо добавить мир художественной культуры, в частности, музыкальной. Музыкальная деятельность ребенка напрямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности. Так, согласно убеждениям Монтессори, важно создавать определенную среду, которая содействовала бы саморазвитию ребенка, в том числе художественному. Процесс приобретения ребенком жизненного, социального музыкального опыта выявляет и развивает его специальные особенности (на основе природных задатков); формирует музыкальные интересы; стимулирует возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости, стремление к активной творческой деятельности, оценочному отношению к музыкальным произведениям. Эти и другие потенциальные возможности ребенка начинают совершенствоваться при наличии, как продуманной системы учения, так и создание необходимых условий – организационные основы развития детской музыкальности.

Музыкальная деятельность ребенка разнообразна и многогранна. С одной стороны она является прообразом музыкальной деятельности взрослого, с другой стороны специфика дошкольного возраста закономерно накладывает отпечаток, сказываясь не только на предопределении ведущего вида психолого-педагогической деятельности, коей является игра, но и на выборе средств развития музыкальности ребенка. Одними из наиболее действенных здесь могут стать средства коммуникации, в частности невербальные средства общения. Невербальные средства общения употребляются взрослыми в процессе общения музыкального (или общения по поводу музыки) как органичные, удобные и доступные. Использование их в детском возрасте ещё более оправдано. Музыка неизбежно вызывает у ребенка активную эмоциональную реакцию, которую ему легче сформулировать невербально. У ребенка довербальная форма общения развита наиболее интенсивно, а позы, мимика, жесты, интонации голоса и прочие невербальные атрибуты ему уже давно понятны и применяются им ежечасно и повсеместно. Также слово может мешать восприятию, огрубляя и упрощая его. Все дело в том, что реальность, данная нам в ощущениях, гораздо шире и полнее самого богатого вербального словаря, которым может овладеть человек в течение жизни. Невербальный «язык» позволяет восполнить пробелы в выражении и передачи ребенком своих чувств. Доступность общения в таком случае дает возможность ребенку и полноценно проявлять свои эмоции, испытываемые вследствие восприятия музыки, и переживать их, не отвлекаясь на поиск вербальных аналогов, ограниченных возрастным уровнем общего личностного развития. Следует учить детей выразительным движениям как для облегчения понимания ребенка окружающими, но и потому, что, приучаясь показывать эмоции с помощью невербальных средств, ребенок совершенствует и формирует свою чувственность. Таким образом, повышая невербальную активность ребенка, мы способствуем его музыкальному развитию.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Ведущие научно-педагогические центры
В 1830 г. по предложению П.Л. Шиллинга И. Бичурин был включен в состав научной экспедиции в район Кяхты, где находился центр русско-китайской торговли. Он предполагал на месте составить грамматику китайского языка, дополнить и переписать с помощью местных китайцев составленный им тематический китай ...

Особенности обучения чтению в старших классах специальной школы 8 вида
Чтение — это один из видов речевой деятельности, представ­ляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного об­раза речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и посл ...

Применение дидактических игр на уроках математики
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе п ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru