Материалы » Формирование правовой культуры учащихся » Теоретические основы формирования правовой культуры

Теоретические основы формирования правовой культуры

Страница 2

воспитание чувства ответственности за свое поведение;

формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:

1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;

2 - выработку правовых убеждений;

3 - формирование этико-правовых установок;

4 - воспитание правовых чувств;

5 - формирование опыта законопослушного поведения;

6 - формирование активной социально-правовой позиции.

Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:

интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;

эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:

интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;

эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;

практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:

1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;

2) диагностика уровней правовой культуры;

3) целеполагание;

4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;

5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;

6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;

3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.

Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.

Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводить специальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Кроме того, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание):

изучение приемов анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;

некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.

Педагоги школ должны активно применять нетрадиционные приемы обучения, например, такие как: «синквейн» - чтение с остановками (Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составление вопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»; «кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать в обучении принцип социализации.

Использование названных приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии: вызов, осмысление, рефлексия (Е.С.Королькова).

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Понятие элективных курсов в системе образования
Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучени ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

О возможности применения системы учебных задач в программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru