Материалы » Экспериментальное исследование чувства гражданственности у детей дошкольного возраста » Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"

Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"

Страница 1

Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского и патриотического образования.

Впервые слово "патриот" появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В.И. Даля значение слова "патриот" объясняется так: "Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

В "Словаре иностранных слов" В.В. Одинцова и др. "патриот - (гр. Patriotes - земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству. Авторы словаря предполагают, что впервые слово "патриот" употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространённым был его синоним - словосочетание "сын отечества".

Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: "Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины".

Патриотизм - качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. "… Истинный человек и сын отечества, - писал А.Н. Радищев, - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия,., преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества…".

"Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать тому", - писал В.Г. Белинский.

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К.Д. Ушинского. "Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" .

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Сущность дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это ...

Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...

Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru