Материалы » Формирование правовой культуры учащихся » Теоретические основы формирования правовой культуры

Теоретические основы формирования правовой культуры

Страница 1

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

об обществе, его целях и ценностях;

о правах человека и способах их реализации;

о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;

о двух противоположных системах отношений:

государство – общество – личность

личность – общество – государство

о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик умеет:

отстаивать свои права и права других людей;

ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

объективность;

ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия диссертант выделяет систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм.

Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.

Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.

Следовательно, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:

вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;

воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности обучения чтению в старших классах специальной школы 8 вида
Чтение — это один из видов речевой деятельности, представ­ляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного об­раза речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и посл ...

Учреждения дополнительного и специального образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений: Суворовское военное училище; Нахимовское военно-морское училище; Кадетский (морской кадетский) корпус. 2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного тип ...

Организационные формы воспитания школьников
Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса. Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов). Мероприятия - это занятия, события, ситуации, органи ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru