Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Страница 3

Третье средство обучения взаимодействию учащихся – организация их самоуправления, трактуемого А. В.Мудриком как решение вопросов жизнедеятельности коллектива его полномочными представителями — постоянным (официальным) и сменным (инициативным) активом.

Следующее средство обучения старших подростков взаимодействию

— это организованное общение, т. е. специально планируемые и органи- зуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на "окультуривание" коммуникативного опыта воспитанников.

Выделяют два вида условий обучения взаимодействию:

1) внешние:

- благоприятный психологический климат в группе;

- готовность педагога к обучению взаимодействию;

- наличие совместной деятельности и цели;

2) внутренние:

-интеллектуальная, психологическая, социальная готовность воспитанников к взаимодействию;

- мотивация воспитанников;

- принятие групповых норм и ценностей участниками группы .

Эффективности обучения групповому взаимодействию старших подростков способствует:

1) готовность и компетентность педагога к обучению взаимодействию воспитанников;

2) мотивационный интерес к совместной деятельности, общению, коммуникации с другими людьми, к предмету деятельности;

3) осознания ситуации взаимодействия (понимание целей взаимодействия и ясное представление его результатов);

4) развитие интеллектуальной, психологической, социальной готовности воспитанников к взаимодействию.

При организации и обучению взаимодействию необходимо учитывать возрастные особенности старших подростков. Подростковый возраст – это период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5—9-х классов) . В данной работе мы рассматриваем обучение взаимодействию старших подростков – это период примерно от 12 до 15 лет (учащиеся 7-9-х классов).

Центральным и специфичным новообразованием этого периода является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Именно поэтому, в этом возрасте наиболее эффективно и актуально обучение взаимодействию. Данному возрасту привлекательна совместная деятельность, особенно если она сочетается с широким групповым общением.

Ведущей деятельностью подростков является личностное общение. Обучение взаимодействию подростков помогает решить коммуникативные проблемы, вызванные недостатком опыта в общении и способствует развитию межличностных (внутригрупповых) отношений.

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка, в том числе на умения устанавливать межличностные отношения, участвовать во взаимодействии.

Таким образом, обучение групповому взаимодействию предполагает включение членов коллектива в процессы выдвижения целей, планирование работы, реализации намеченного плана, анализ проделанной работы. Эти составляющие обучения взаимодействия осуществляются несколькими путями: обучение в процессе совместной деятельности, создание обучающих ситуаций, организация самоуправления и организованное общение.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников
Эксперимент проводился в условиях музыкальной школы с разными составами групп по два раза. В ходе эксперимента применялись следующие педагогические приемы, позволяющие поддерживать интерес детей к данной деятельности: комбинации с индивидуальным и ансамблевым пением при освоении понятий солист, дуэ ...

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...

Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru