Материалы » Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы » Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов

Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов

Страница 2

Работа с сюжетными и предметными картинами.

Цель: обучение составлять рассказ - описание по сюжетной картине.

Тема: «Зима».

По картине О.И. Соловьевой «Река замерзла»

Цель занятий: обучение детей составлению рассказов - описаний по тематической картине. Основные задачи:

Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

Обучение составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины, формирование умения объединять несколько фрагментов-описаний в связный рассказ.

Формирование навыков планирования связного высказывания.

-Формирование грамматически правильной речи.

-Развитие фразовой речи.

-Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: крупноформатная картина, наборы предметных и пейзажных картинок.

Занятие № 1.

1). Организационный момент.

Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию - на основе перечисленных характерных признаков по теме «Зима». Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег)

В качестве вспомогательного приема используются картины с изображением зимнего пейзажа.

2). Рассматривание картины.

а) Разбор содержания картины, в процессе которого уточняется значение ряда слов. В словарь детей вводятся новые слова и словосочетания: деревня, село, трактор, сено, лошадь, сани, река, лед, мост, здание. Объяснение значения новых слов. Данная работа ведется в вопросно-ответной форме.

Вопросы:

Что вы видите на этой картине?

Как называется место, которое изображено на картине?

Как называется машина, которая едет по дороге?

Что везет трактор?

На чем лежит сено?

Что находится на крыше этого дома?

Чем покрыта река?

б) Активизация глагольной лексики.

Проводится упражнение на подбор детьми слов, обозначающих субъект действия, а также различные предметы к словам, обозначающим действие. Слова и словосочетания, обозначающие действие, даются в начале логопедом.

Везет сено (трактор)

Катаются (ребята)

Несет ведра (тетя)

Едет по мосту (машина)

Покрыты снегом (земля, деревья, крыши домов)

Покрыта льдом (река) Далее дети составляют предложения с этими словами.

в) Уточнение значения некоторых слов-признаков.

Дома (какие?) деревянные

Трактор (какой?) большой, желтый

3) Составление фраз-высказываний по вопросам педагога.

Дети самостоятельно составляют предложения с опорой на картину, распространяют предложения словами, обозначающими место, способ и средство действия. Педагог может помочь наводящими вопросами.

Что делают ребята?

Ребята катаются на коньках.

Что делает девочка?

Девочка катает мальчика на санках.

4) Подведение итогов занятия.

Занятие № 2.

1) Организационный момент.

Упражнения в составлении предложений, используя слово или словосочетание. При затруднениях пользуется помощь в виде демонстрации картины. Составление предложений со словами: на коньках, покрыта льдом, девочка и другие.

2) Составление небольших рассказов по фрагментам картины с опорой на значимые стержневые объекты (деревня, река, трактор, мост). В данной работе демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты.

Вначале педагог дает образец рассказа по одному из фрагментов картины.

На этой картине изображена деревня. Дома здесь деревянные. Рядом с домами стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Около дома стоит лошадь, запряженная в большие сани. Образец рассказа повторяется 1-2 детьми.

Потом дети составляют рассказы по другим фрагментам картины по наводящим вопросам педагога;

Что здесь изображено? (Указание на основное место действия)

Кто пришел на реку?

Что делают ребята? Ребята составляют рассказы-описания, которые состоят из 4-6 предложений.

3) Составление рассказа по картине в целом.

Логопед вместе с детьми составляют общий план-схему рассказа. Зачин рассказа вначале дает логопед в качестве образца.

На данной картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов покрыты снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла .

При составлении рассказа можно задавать наводящие вопросы. При необходимости используется указание на стержневые объекты или детали картины.

4) Анализ рассказа одного из учеников.

5) В заключении детям предлагается придумать свои варианты названия картины.

6) Подведение итогов.

Работа с наборами игрушек.

Цель: обучение составлению рассказов - описаний по игрушкам и рассказыванию по ситуации, создаваемой педагогом.

1) Детям предлагается поиграть в игру по мотивам картинки « Едем на лошадке» Инструкция: «Давайте поиграем. Сейчас мы прокатимся на лошадке. Только вот беда, куда же мы сядем? ». Педагог располагает в игровом уголке лошадку (игрушка - каталка) и приглашает детей прокатиться на ней. В ходе игры задаются детям вопросы: Из чего можно сделать тележку? Куда мы поедем? Как назовём лошадку? Что нужно сказать, чтобы лошадка нас прокатила? После этого детям предлагается составить рассказ о данном проигранном сюжете.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Обучение групповому взаимодействию старших подростков
В общем виде взаимодействие - это организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности: интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны тако ...

Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы
Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru