Материалы » Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы

Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы

Мир, окружающий нас, становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Темп изменений окружающего мира, возникновения в нем нового, ускорился настолько, что вместо привычной статичной картины мы имеем дело с процессом, в котором сами понятия начинают отставать от текучей сущности, которую они когда-то обозначали. Сегодняшние, мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном – если не более сложном положении окажутся и наши дети.

смотреть фильмы онлайн бесплатно Пчеловод | ссылка на мега Маркет сайт даркнет

Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников специальных (коррекционных) школ, на сегодняшний день недостаточно разработаны. В специальной литературе крайне мало методических и теоретических рекомендаций посвященных данной проблеме. Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников младших классов специальных (коррекционных) школ является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект исследования. Связная монологическая речь учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования. Особенности коррекционной работы по развитию связной монологической речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в связной монологической речи учащихся с нарушением интеллекта будет наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня, вместе с тем ее изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать ее оптимизации.

Цель исследования. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории ипрактике логопедии.

2. Выявить степень сформированности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

3. На основании методической литературы разработать методические рекомендации, способствующие развитию связной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей младшего школьного возраста, что позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать их социализации.

Организация исследования. Базой исследования явилась специальная (коррекционная) школа VIII вида № 5 г. Тайшета.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

Третий этап – изучение методической литературы, составление методических рекомендаций.

Другая информация:

Музыкальное мышление: многоуровневость исследования
Мышление (англ. – thinking; немец. – denkens; франц. – pensee), в общем виде, определяется как процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека. Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими ...

Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр
Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить ...

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru