Материалы » Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы » Содержание и организация констатирующего эксперимента

Содержание и организация констатирующего эксперимента

Страница 2

Например, Женя В., кроме рассказа по серии сюжетных картин составил продолжение изображенной истории: «Идут два козлика по мостику. Он начали драться. Потом они упали в воду. Они не смогли выплыть и утонули». А Наташа Ф. и Серёжа С. наоборот не проявили интереса к заданию, так как его выполнение вызвало у них ряд затруднений, а рассказы сводились называнию отдельных предметов и действующих лиц, изображенных на картинках. Как Надя М., так и Таня К. в процессе выполнения 1-го задания нуждались в стимулирующей помощи, в виде дополнительных вопросов по содержанию изображенного на картинках события. После стимулирующей помощи Надя М. составила следующий рассказ: «Коза и козел идут мостику. Им не хватило место на мостике и они стали драться. Потом они упали в воду».

Остальные дети справились с 1-ым заданием без особых затруднений.

Например, Слава И. составил такой рассказ: «Шли козлята по мостику. Белый шел с одной стороны, а черный с другой. Потом им что-то не понравилось. Они поскользнулись и упали в воду».

Выполнение 2-го задания больших затруднений не вызвало, т. к. материал уже был знаком. Так Женя В. Составил такой рассказ: «Девочка пошла в лес собирать грибы. Там был ёжик. Он дал ей гриб. Потом они набрали грибов, и девочка пошла домой».

Некоторым детям понадобилась дополнительная помощь в виде вопросов и опорных слов. Алеша В. после помощи педагога составил такой рассказ: «Девочка была в лёсу, и там встретила ежика. Ёжик помог ей. . Дал гриб. У девочки стала целая корзина грибов». Серёжа С. и Наташа Ф. не смогли составить связный рассказ даже после дополнительных вопросов и стимульной помощи. Их рассказы состояли из 2-3 простых предложений, которые синтаксически не связаны и грамматически не оформлены (Например, рассказ Серёжи С.: «Девочка в лесу. Девочка с ёжиком. Ей дал гриб»).

Наибольшие трудности у учащихся вызвало третье задание (составление рассказа по сюжетной картине). Выполнение данного задания требовало от учащихся умения составлять связный рассказ по одной картине, домысливая, что происходило до изображенного момента и после. Так как в отличие от серии сюжетных картин, где видно развитие события, на сюжетной картине изображена одномоментная ситуация всего происшедшего, что очень затрудняет составление рассказа.

Большинство испытуемых не смогли самостоятельно выполнить 3-е задание, а только с помощью стимулирующей помощи в виде вопросов по содержанию сюжета. Без данной помощи дети составляли не связанные друг с другом по смыслу предложения, описывая отдельные детали, предметы и действующих лиц, изображенных на картине.

Вот пример такого рассказа, который составила Настя К.: «Девочка поливает капусту. Они носят помидоры. В огороде растут овощи». А Женя В. по сюжетной картине «На огороде» составил следующий рассказ: «Без воды растения не могут расти. Девочка их поливала. Осенью выросло много овощей. Мальчик и девочка собрали в корзину красные помидоры».

Четвёртое задание (пересказ текста) вызвало ряд затруднений у большинства детей. Только Женя В., Настя К и Саша О. справились с данным заданием с помощью дополнительных вопросов педагога. Пересказ остальным детям давался с трудом. Наташа Д. и Максим К. смогли передать только первую часть текста (завязку), продолжить пересказ не смогли.

Рассказам остальных детей были свойственны длительные паузы и повторы. Дети затруднялись в передаче диалога, пересказывали тихо и невыразительно. Отвечая, дети волновались, были напряжены, забывали текст. После дополнительных вопросов педагога и подсказок отвечали односложными ответами, не могли продолжить пересказ.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря. Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: «Из предложенных картинок найди и покажи . ». Материал: предметные и сюжетны ...

Логико-историческая реконструкция понятия функции
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий в математике является понятие функции. Начало понятию функции было положено в Древней Греции при обнаружении отношений между величинами, развитие этой линии привело к тому, что под функцией стали понимать зависимость между переменными. В XVI - XVII в.в. ...

Организация культурного досуга молодёжи и подростков. Развитие творческих способностей на примере клубной деятельности в УДО
Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru