Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проектной деятельности школьников

Технология проектной деятельности школьников

Страница 3

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным (схема 45). Наиболее часто учителя сами определяют тематику с учетом учебной ситуации по предмету. Тема проекта может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной географии (экологические проблемы мегаполисов, состояние животных и растений на различных охраняемых территориях и т. д.). В других случаях тематика проектов может быть предложена учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и прикладные. В данном случае проект будет над предметным, выходящим за рамки школьной программы. В проектах могут разрабатываться и интегрированные темы, требующие привлечения знаний из нескольких школьных предметов. Как показывает школьная практика, наибольший интерес у учащихся вызывают проекты, посвященные комплексной характеристике территории, экологическому анализу, природоохранным мероприятиям.

Особенностью проектной деятельности является получение результатов, максимально приближенных к реальности, поэтому наряду с традиционными средствами обучения (учебники, пособия для учащихся, справочная литература, видеозаписи и др.) необходимо использовать современные (электронные базы данных, виртуальные библиотеки, интерактивное телевидение, мультимедийные средства и др.).

Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.

На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2—4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть по священ значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов. Первый этап — подготовительный. На этом этапе учитель помогает учащимся определить и сформулировать тему проекта, его цель и задачи, отражающие основные направления исследования. Очень важно сформировать у учащихся положительную мотивацию их деятельности, так как личная заинтересованность ученика в исследуемой теме, в получении результатов является основой для организации его успешной самостоятельной работы. Затем формируются группы по направлениям деятельности, определяется роль каждого ученика в группе, обсуждаются возможные методы исследования, источники информации, способы представления результатов деятельности.

Второй этап — исследовательский. В ходе этого этапа осуществляется индивидуальная или групповая самостоятельная работа участников проекта: поиск, сбор и обработка информации, разработка моделей, формулирование выводов, подготовка материалов к презентации. Учитель выполняет контролирующую и корректирующую функции: наблюдает, организует промежуточное обсуждение полученных данных в группе (на уроках, на занятиях в научном обществе, кружке и др.), консультирует. Четкость при организации работы школьников на исследовательском этапе является необходимым условием успешного выполнения поставленных задач проектной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...

Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприяти ...

Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил П.П. Чистяков. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных п ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru