Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проектной деятельности школьников

Технология проектной деятельности школьников

Страница 3

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным (схема 45). Наиболее часто учителя сами определяют тематику с учетом учебной ситуации по предмету. Тема проекта может касаться какого-либо теоретического вопроса школьной географии (экологические проблемы мегаполисов, состояние животных и растений на различных охраняемых территориях и т. д.). В других случаях тематика проектов может быть предложена учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и прикладные. В данном случае проект будет над предметным, выходящим за рамки школьной программы. В проектах могут разрабатываться и интегрированные темы, требующие привлечения знаний из нескольких школьных предметов. Как показывает школьная практика, наибольший интерес у учащихся вызывают проекты, посвященные комплексной характеристике территории, экологическому анализу, природоохранным мероприятиям.

Особенностью проектной деятельности является получение результатов, максимально приближенных к реальности, поэтому наряду с традиционными средствами обучения (учебники, пособия для учащихся, справочная литература, видеозаписи и др.) необходимо использовать современные (электронные базы данных, виртуальные библиотеки, интерактивное телевидение, мультимедийные средства и др.).

Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.

На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов не должно быть большим (2—4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть по священ значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов. Первый этап — подготовительный. На этом этапе учитель помогает учащимся определить и сформулировать тему проекта, его цель и задачи, отражающие основные направления исследования. Очень важно сформировать у учащихся положительную мотивацию их деятельности, так как личная заинтересованность ученика в исследуемой теме, в получении результатов является основой для организации его успешной самостоятельной работы. Затем формируются группы по направлениям деятельности, определяется роль каждого ученика в группе, обсуждаются возможные методы исследования, источники информации, способы представления результатов деятельности.

Второй этап — исследовательский. В ходе этого этапа осуществляется индивидуальная или групповая самостоятельная работа участников проекта: поиск, сбор и обработка информации, разработка моделей, формулирование выводов, подготовка материалов к презентации. Учитель выполняет контролирующую и корректирующую функции: наблюдает, организует промежуточное обсуждение полученных данных в группе (на уроках, на занятиях в научном обществе, кружке и др.), консультирует. Четкость при организации работы школьников на исследовательском этапе является необходимым условием успешного выполнения поставленных задач проектной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устно ...

Учреждения дошкольного образования
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: Детский сад. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и д ...

Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков
Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1.Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2.Дирижёрский жест. Обучающиес ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru