Поскольку технология применения ЛОК или ЛОС предполагает диагностику результатов обучения, необходимо рассмотреть особенности работы учителя и учащихся. Можно выделить несколько видов работы с ЛОК (ЛОС). Чаще всего опоры используются в ходе изучения нового материала. В таком случае учитель воспроизводит ЛОК на доске по ходу своего объяснения. Учащиеся перерисовывают конспект в тетради, следя за рассказом учителя. В старших классах возможны и другие приемы работы с ЛОК. Учитель может читать школьную лекцию, предъявив учащимся готовый ЛОК на доске, экране или большом листе. Учащиеся, слушая учителя, зрительно воспринимают основной материал темы.
Работа с ЛОК при изучении нового материала может быть организована не только фронтально, на репродуктивном уровне, но и в процессе индивидуальной работы каждого ученика на разных уровнях сложности. Например, по ходу лекции учащимся может быть дано задание самостоятельно дополнить готовый ЛОК примерами (цифрами, географической номенклатурой), вписать в него определения, показать причинно-следственные связи и т. д. С этой целью каждому ученику раздается распечатка ЛОК, которая служит основой для работы.
Учащиеся, полностью овладевшие умением кодировать, сворачивать информацию, могут выполнять ЛОК лекции полностью самостоятельно. Такие конспекты служат для оценки работы учащихся на лекции.
Опоры используются и для самопроверки или проверки знаний учащихся, например при воспроизведении на уроке ЛОК по памяти; при ответе у доски ЛОК служат своеобразными развернутыми планами. При применении групповой работы (особенно работы в парах) ЛОК может использоваться для взаимоконтроля.
Так как работа с ЛОК способствует пониманию причинно-следственных связей, совершенствует логическое мышление, позволяет осуществлять самоконтроль, опоры особенно необходимы на этапе закрепления, обобщения знаний и умений. Технология применения ЛОК предполагает, что при подведении итогов изучения какого-либо содержания каждый школьник воспроизводит опорный конспект, что позволяет учителю определить уровень обученности. Учителя географии проводят уроки коррекции и зачетные уроки с применением ЛОК.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем сущность применения ЛОК в обучении географии?
2. Прокомментируйте условия составления ЛОК и требования к ним.
3. Приведите примеры использования ЛОК с разной дидактической целью при организации фронтальной, индивидуальной и групповой работы школьников.
4. Влияют ли возрастные особенности школьников на выбор приемов работы с ЛОК?
5. Составьте задания для работы с ЛОК на разных уровнях усвоения учебного материала.
Другая информация:
Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших
дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...
Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...