Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология учебно-игровой деятельности

Технология учебно-игровой деятельности

Страница 4

Итак, можно выделить следующие характерные особенности игровой технологии:

активность (основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре и заканчивая обсуждением полученных результатов);

открытость и доступность игры заключаются в ее простоте и понятности;

групповой характер игровой деятельности означает, что цель игры может быть достигнута только совместными усилиями ее участников;

занимательность и эмоциональность;

целеустремленность участника игры (совпадение его личных целей с целями группы);

состязательность и соревнование (побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника);

проблемность (ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций);

реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов;

индивидуальность (в процессе игры развиваются личностные качества школьников);

символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Все перечисленные особенности игровой технологии свидетельствуют о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1) выявление уровня знаний и умения применять их в новой, сложной ситуации;

2) активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональность деятельности, приводящие к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20—30% на обычном уроке);

3) активизация мыслительной деятельности школьников путем внесения в игру проблемного содержания;

4) выявление практической значимости знаний основ географической науки;

5) превращение формальных знаний в действительные.

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1) приобщение к исследовательской деятельности;

2) раскрытие и развитие творческих способностей личности;

3) возможность развивать воображение, полемические и ораторские способности.

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1) отражение различных мотивов поведения;

2) раскрепощение личности: преодоление неуверенности в себе, застенчивости, робости и развитие таких качеств, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;

3) влияние эмоциональных переживаний в ходе игры на формирование мировоззрения;

4) расширение кругозора и общей культуры;

5) формирование нестандартного, критического отношения к действительности.

Новые возможности для проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т. д., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги, т. е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, делает деятельность учащихся более содержательной и приближает ее к реальной жизни.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятия «игра». Почему игру можно считать новой технологией обучения географии?

2. Какие классификации игр существуют?

3. В чем заключаются методические особенности проведения игр?

4. В чем состоит значение игровой технологии для развития личности школьников?

5. Разработайте урок-ролевую игру по одному из курсов школьной географии.

Страницы: 1 2 3 4 

Другая информация:

Общее понятие о речи в психологии
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письме ...

Речевые нарушения в раннем возрасте
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервн ...

Компонентный состав Триз
Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретател ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru