Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология учебно-игровой деятельности

Технология учебно-игровой деятельности

Страница 4

Итак, можно выделить следующие характерные особенности игровой технологии:

активность (основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре и заканчивая обсуждением полученных результатов);

открытость и доступность игры заключаются в ее простоте и понятности;

групповой характер игровой деятельности означает, что цель игры может быть достигнута только совместными усилиями ее участников;

занимательность и эмоциональность;

целеустремленность участника игры (совпадение его личных целей с целями группы);

состязательность и соревнование (побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника);

проблемность (ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций);

реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов;

индивидуальность (в процессе игры развиваются личностные качества школьников);

символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Все перечисленные особенности игровой технологии свидетельствуют о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1) выявление уровня знаний и умения применять их в новой, сложной ситуации;

2) активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональность деятельности, приводящие к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20—30% на обычном уроке);

3) активизация мыслительной деятельности школьников путем внесения в игру проблемного содержания;

4) выявление практической значимости знаний основ географической науки;

5) превращение формальных знаний в действительные.

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1) приобщение к исследовательской деятельности;

2) раскрытие и развитие творческих способностей личности;

3) возможность развивать воображение, полемические и ораторские способности.

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1) отражение различных мотивов поведения;

2) раскрепощение личности: преодоление неуверенности в себе, застенчивости, робости и развитие таких качеств, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;

3) влияние эмоциональных переживаний в ходе игры на формирование мировоззрения;

4) расширение кругозора и общей культуры;

5) формирование нестандартного, критического отношения к действительности.

Новые возможности для проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т. д., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги, т. е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, делает деятельность учащихся более содержательной и приближает ее к реальной жизни.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятия «игра». Почему игру можно считать новой технологией обучения географии?

2. Какие классификации игр существуют?

3. В чем заключаются методические особенности проведения игр?

4. В чем состоит значение игровой технологии для развития личности школьников?

5. Разработайте урок-ролевую игру по одному из курсов школьной географии.

Страницы: 1 2 3 4 

Другая информация:

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Классификация видов самостоятельной работы
Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации. Особенно «поп ...

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru