В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
Как отмечал С.Т. Шацкий, искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребёнка, переориентировать идеалы, ценности мотивы, изменить его поведение. Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттетерапия». Участвуя в арттерапии – изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребёнок практически получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Отсюда важный принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребёнка независимо от их содержания, формы, качества.
Наиболее важен сам процесс творчество – особенности поведения ребёнка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение её на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, более естественно возникают и развиваются такие важные качества ребёнка, как произвольность и саморегуляция, необходимые для достижения желаемой цели – создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.
К таким методам относится – куклотерапия. В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол (смотри приложение 3). По мере того как совершается взаимодействие ребёнка с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые – более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.
Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:
В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждые ребёнок: необходимость выбора, взаимопомощь борьба добра со злом;
Главный герой сказки – образ собирательный, и ребёнок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;
В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребёнок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перевести в реальную жизнь.
Другая информация:
Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного
подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...
Разработка формы учебных и методических материалов для учителя по теме "Линейная
функция"
Учителя традиционной системы обучения при подготовке к урокам используют методические комментарии авторов и текст учебника. В экспериментальной программе МАРО текстов учебника нет (и быть не может из-за особенностей программы), поэтому встает задача создания методического обеспечения для учителя. Д ...
Православные детские лагеря
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой ...