Библейское выражение “соломоново решение” – красивая история о мудром решении какого-нибудь чрезвычайно сложного спорного вопроса. По библейской легенде, к Соломону, справедливейшему из царей Израиля и Иудеи, пришли на суд две женщины, жившие в одном доме. Одна из них утверждала, что соседка, проснувшись утром, нашла сына – младенца мертвым и подложила умершего к ней, а живого ребенка взяла себе. Женщина требовала возвратить себе мальчика. Соломон приказал разрубить дитя на две части и отдать одну половину одной, а другую другой женщине.
Одна из женщин в ужасе воскликнула: “Отдайте ребенка ей и не убивайте его!”. А другая холодно сказала: “Пусть же не будет ни мне, ни ей! Рубите!”. Тогда Соломон сказал, что настоящая мать та, которая не хотела смерти ребенка, и приказал отдать мальчика матери.
В современном русском языке есть простое, на первый взгляд, выражение “слово и дело”, которое означает, что слово обязательно должно подкрепляться делом. Однако первоначально фразеологизм имел совершенно другой смысл.
Выражение “слово и дело” возникло на Руси в 14веке и имело силу до правления Екатерины 2. Произнесший фразу выражал свое намерение донести на человека, совершившего государственное преступление. Последствием этого было привлечение как доносчика, так и обвиненных лиц к разбирательству в тайной канцелярии с применением пыток.
Л. Чарская в исторической повести “Паж цесаревны” писала: Выражение “слово и дело” в те тяжелые времена (это происходило в начале царствования императрицы Анны Иоанновны) имело совершенно особое значение. Раз к кому обращались с подобным выражением, это означало, что тот уличен, или, по крайней мере, заподозрен либо в тяжелом государственном преступлении, либо в каком-нибудь неодобрительном отзыве об императрице или ее правительстве, - и за это виновного ожидала пытка и смертная казнь. Не только по всему Петербургу, но и по всей России сновали доносчики, усердно шпионившие за народом и доносившие о каждом неосторожно сказанном слове. Нередко бывали случаи, что они оговаривали совершенно невинных людей просто из личной злобы или ради денежной награды, которую выдавала за каждый донос так называемая “тайная канцелярия” – гроза и ужас всего населения. Достаточно было тащить к допросу, на пытку, на казнь”.
Перечисленные фразеологизмы и крылатые выражения продолжают успешно функционировать в речи. В современном русском языке появляются такие новые устойчивые выражения. Яркие, образные высказывания, понравившись людям, закрепляются в готовом виде и воспроизводятся в памяти, приобретая статус устойчивых выражений.
В книге “Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация” под редакцией Л.П. Крысина в главе “Семейная фразеология” даны интересные примеры фразеологизмов, которые отражают семейный опыт, фиксируют типичные ситуации, отражают мир семьи, круг интересов, семейные взаимоотношения. Например, приход мамы домой сопровождается фразой: “Ваша мама пришла, молочка принесла” (сказка “Волк и семеро козлят”). Иногда фразеологизм возникает и существует только в рамках одной конкретной семьи.
Другая информация:
Классификация методов воспитания
Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или ин ...
Материалы и инструменты, необходимые для бисероплетения
Бисероплетение – это не очень затратное декоративно-прикладное искусство, и приобретение материалов, возможно, любым человеком. Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора. Бисер может быть прозрачным и «глухим», блестящим или матовым, граненым или ребристым, иметь круглы ...
Цели и задачи изучения иностранного языка в школе
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: речевая компетенция – развитие ко ...