Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Они обусловлены всем ходом общественного развития, его динамикой, необходимостью не только полнее использовать интеллектуальный потенциал народа, но и всесторонне подготовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому Министерство образования РБ, его научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения внешкольного воспитания и обучения как составная часть системы образования республики, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Но надо помнить, что дети, подростки, вся учащаяся молодежь воспитывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т.е. в социуме, социальном окружении. И в данном процессе неоценимую роль играют разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.
Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех подростков, старшеклассников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Над проблемами досуговой, клубной деятельности трудились Жук О.Л. «Педагогика досуга», Журлова И.А. «Клубная деятельность – форма организации молодежного досуга» , Бутрим Г.А. «Внешкольным учреждениям – должное внимание” и др. Рассматриваются проблемы досуговой деятельности старшеклассников. В работе Журловой И.В.обозначены цели и задачи учреждений внешкольного образования и воспитания.
В работах Бутрима Г.А. рассматриваются методологическая и социальная значимость работы внешкольных учреждений для каждого из подростков и общества в целом.
Внешкольные учреждения, по логике, относятся к неформальному образованию и воспитанию. Однако по сути своей они наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, "достраивают" незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, "примерить" ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно другую среду, в которой порой отсутствует целенаправленная программа систематического, грамотно спланированного педагогического воздействия. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.
Другая информация:
Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на
уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две во ...
Диагностика психологического климата в коллективе
младших школьников
Цель исследования: проверить эффективность комплекса занятий для младших школьников, разработанного на основе личностно-ориентированного подхода. Задачи исследования: 1. выявить: - особенности работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших ...