По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
г-
Рассмотрим подробнее некоторые из них
Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.
Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
личностный рост ребенка;
совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно- деятельной сфере;
повышение его функциональной грамотности.
Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.
Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения дополнительного образования научно-технического творчества: станции и центры, клубы и дома техники. Однако изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и другие, хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное.
Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологических центров.
В числе способов организации дополнительной образовательной деятельности обучающихся в данном направлении такие социально значимые для детей и подростков, как экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию различных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.
Другая информация:
Методика преподавания темы «Семейный бюджет» и разработка системы уроков
для профильного класса
Вопросы, рассматриваемые в данной теме, не сложны для понимания и одновременно важны для каждого человека, независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности. Действительно, всякому человеку необходимо знать: из каких источник ...
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Модульная технология
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а задача учителя — осуществлять управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие модульной технологии — модуль. Модуль — это ...