Значение книги в жизни человека огромно. И в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Воспитать людей, приобщённых к высотам человеческой культуры, без книги и принципиального улучшения руководства детским чтением невозможно.
Ведь не зря ещё Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Проблема. Но ни для кого не секрет, что многие нынешние ученики, едва научившись читать в начальных классах, к 7-8 классам читают всё хуже и хуже.
Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. И это сразу отражается на успеваемости детей. Одной из причин является перегруженность программ по литературе, которая приводит к тому, что учащимся приходится много читать самостоятельно. А для того чтобы глубоко воспринимать произведение, надо слышать интонацию, ударение, жесты, присущие художественному слову. Умение это не вырабатывается само по себе. Необходимо иметь внутренний слух и чувство ритма, которые развиваются в опыте восприятия звучащей художественной речи и в собственном опыте выразительного чтения, чтобы при чтении про себя почувствовать тональность произведения, уловить его ритм, осмыслить его содержание.
Занимаясь этой проблемой, пришла к выводу, что невозможно воспитать любовь и интерес к чтению (особенно в средних классах), не уделяя внимания выразительному чтению.
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческих способностей на уроках литературы с целью развития каждого ребёнка, а также воспитание грамотного читателя, слушателя, способного понимать, осмысливать и анализировать тексты художественной литературы.
Новизна опыта. Итак, основным противоречием, возникающим на пути решения проблемы приобщения детей к чтению, является противоречие между требованиями программ по литературе, предусматривающих изучение большого количества произведений художественной литературы, и невозможностью их качественного изучения на уроках. Выход из этого противоречия я нашла в использовании выразительного чтения как одного из активных методов изучения художественных произведений.
Средства достижения цели:
- создание подходящей атмосферы для глубокого эмоционального восприятия стихотворения каждым учеником;
- использование выразительного чтения как одного из активных методов изучения лирических произведений в средних классах;
- использование в ходе урока зрительных, слуховых средств наглядности, позволяющих ученикам воссоздать образ-переживание автора, ощутить мир чувств лирического героя;
- поощрение стремления находить собственную интонацию для выражения и передачи основной мысли и настроения стихотворения;
- разработка занятий, которые смогли бы заинтересовать детей и приблизить к предмету (нетрадиционные формы проведения уроков: урок-композиция, презентация, обозрение). Привлечение детей к участию в конкурсах чтецов, литературных гостиных; встречи с поэтами-земляками.
Результативность:
повышение интереса к чтению художественных произведений приводят к тому, что развиваются и процессы интеллектуальной деятельности;
положительная динамика в обучении, улучшение скорости чтения, появление интереса к чтению;
повышение уровня понимания художественного произведения;
формирование потребности самопознания, самоопределения, самореализации.
Перспективы развития опыта.
Таким образом, признавая актуальность данной темы, можно говорить о возможности и разумности использования данного опыта как средства развития творческих способностей учащихся, повышения их интереса к чтению художественной литературы.
Другая информация:
Сущность личностно-ориентированного подхода
Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Системы образования в любой стране призваны способствовать реали ...
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в
средней школе
Изучение экономики в школе направлено на достижение следующих целей: - освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимод ...