Материалы » Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах

Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах

Значение книги в жизни человека огромно. И в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Воспитать людей, приобщённых к высотам человеческой культуры, без книги и принципиального улучшения руководства детским чтением невозможно.

Ведь не зря ещё Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Проблема. Но ни для кого не секрет, что многие нынешние ученики, едва научившись читать в начальных классах, к 7-8 классам читают всё хуже и хуже.

Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. И это сразу отражается на успеваемости детей. Одной из причин является перегруженность программ по литературе, которая приводит к тому, что учащимся приходится много читать самостоятельно. А для того чтобы глубоко воспринимать произведение, надо слышать интонацию, ударение, жесты, присущие художественному слову. Умение это не вырабатывается само по себе. Необходимо иметь внутренний слух и чувство ритма, которые развиваются в опыте восприятия звучащей художественной речи и в собственном опыте выразительного чтения, чтобы при чтении про себя почувствовать тональность произведения, уловить его ритм, осмыслить его содержание.

Занимаясь этой проблемой, пришла к выводу, что невозможно воспитать любовь и интерес к чтению (особенно в средних классах), не уделяя внимания выразительному чтению.

Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческих способностей на уроках литературы с целью развития каждого ребёнка, а также воспитание грамотного читателя, слушателя, способного понимать, осмысливать и анализировать тексты художественной литературы.

Новизна опыта. Итак, основным противоречием, возникающим на пути решения проблемы приобщения детей к чтению, является противоречие между требованиями программ по литературе, предусматривающих изучение большого количества произведений художественной литературы, и невозможностью их качественного изучения на уроках. Выход из этого противоречия я нашла в использовании выразительного чтения как одного из активных методов изучения художественных произведений.

Средства достижения цели:

- создание подходящей атмосферы для глубокого эмоционального восприятия стихотворения каждым учеником;

- использование выразительного чтения как одного из активных методов изучения лирических произведений в средних классах;

- использование в ходе урока зрительных, слуховых средств наглядности, позволяющих ученикам воссоздать образ-переживание автора, ощутить мир чувств лирического героя;

- поощрение стремления находить собственную интонацию для выражения и передачи основной мысли и настроения стихотворения;

- разработка занятий, которые смогли бы заинтересовать детей и приблизить к предмету (нетрадиционные формы проведения уроков: урок-композиция, презентация, обозрение). Привлечение детей к участию в конкурсах чтецов, литературных гостиных; встречи с поэтами-земляками.

Результативность:

повышение интереса к чтению художественных произведений приводят к тому, что развиваются и процессы интеллектуальной деятельности;

положительная динамика в обучении, улучшение скорости чтения, появление интереса к чтению;

повышение уровня понимания художественного произведения;

формирование потребности самопознания, самоопределения, самореализации.

Перспективы развития опыта.

Таким образом, признавая актуальность данной темы, можно говорить о возможности и разумности использования данного опыта как средства развития творческих способностей учащихся, повышения их интереса к чтению художественной литературы.

Другая информация:

Геометрия, черчение и графическая грамотность
Межпредметная связь геометрии и трудового обучения является и опосредованной (например, через черчение, теоретической основой которого является геометрия) и непосредственной, т.е. когда учеником применяются свои геометрические знания в практической деятельности на уроках труда. Связь геометрии и тр ...

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...

Василий Великий
Василий Великий (329—379 г.) род. в Цезарее Капподокийской, изучал в Афинах классическую литературу, жил потом несколько лет в уединении и сделался позднее епископом в родном городе. Он особенно заботился о бедных и осиротевших детях, привлекая к заботам о них и монашество. Педагогические взгляды е ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru