Материалы » Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах » Проблема обучения выразительному чтению

Проблема обучения выразительному чтению

Страница 1

Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в наше переломное время, её очищающая целительная сила для души человеческой.

Многогранно воздействие поэзии на духовную сферу человеческой личности: через стихи великих поэтов идёт художественное постижение мира и времени, народного бытия и самосознания, открытие глубин человеческого духа.

Вечные темы и мотивы искусства никогда не рождались вне времени и пространства, они неизменно несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни. Именно это и придаёт неповторимость им и силу эмоционального воздействия на последующие поколения.

Стихи о любви и природе, о жизни и смерти, о вечном обновлении окружающего мира, написанные сотни лет назад, продолжают волновать нас сегодня. Но поэзия воздействует на ум, чувства и волю слушателя только тогда, когда исполнение лирических произведений понятно, впечатляюще и убедительно. Этого нельзя добиться без обучения выразительному чтению.

Многие методисты и педагоги видели в выразительном чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения, особенно с учащимися среднего возраста. Обучение учащихся выразительному чтению выделялось в особую проблему в образовании и воспитании подрастающего поколения, которой были посвящены книги передовых отечественных педагогов и методистов Водовозова В.И., Острогорского В.П., Соловьёвой Н.М., Завадской Т.Ф., Буяльского Б.А., Рыбниковой М.А. М.А.Рыбникова писала: «…только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя». [М.А.Рыбникова, 1963; 51]. Непосредственное эмоциональное восприятие произведения предполагает эмоциональный отклик и на жизненное содержание произведения, и на его интонационный строй. Эмоциональная возбудимость, активная, деятельная природа подростков (учащихся 5-7 классов) создают самые благоприятные условия для занятий выразительным чтением. Сопереживание с автором, увлечённость его мыслями, намерениями, созданными им образами и воспроизведёнными им картинами жизни рождает у подростков желание выразить ко всему этому своё отношение, продиктованное собственной гражданской позицией, собственными нравственными понятиями и эстетическими чувствами. Это желание учащихся как раз и удовлетворятся в соединении чтения вслух с аналитической работой. Целесообразное сочетание их и обусловливает их диалектическое единство между моментами переживания и понимания произведения учащимися. Наиболее эффективна такая работа над поэтическими текстами, потому что именно настоящая поэзия является особым видом художественного постижения жизни. Ведь не случайно существует, как говорил Маяковский, «тот участок мозга, сердца, куда иным путём не влезешь, а только поэзией». Располагая средствами других искусств – живописностью, музыкальностью, - поэзия вместе с тем несёт в себе и нечто большее – умение передать трепетное биение живого человеческого сердца, вбирающего ритмы времени. Дело в том, что подлинные поэты никогда не отделяли своих чувств и переживаний, дум и помыслов от всего, чем жила их Родина, от тревог, горестей и надежд отчей земли и народа, от духовных устремлений, лучших людей своего времени, от вечных вопросов, издавна волновавших человечество.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: «дремучий» - подбирались такие слова, как «дремлет», «древний» и т.д.; «знойный» - «злобный», «злючий», «зимний» и т.д.; «мужественный» - «мужчина», «муж», «мужик» и т.д. Данное зад ...

Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...

Обязательный минимум содержания образовательных программ по экономике в средней школе
Изучение экономики в школе направлено на достижение следующих целей: - освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимод ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru