Материалы » Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах » Проблема обучения выразительному чтению

Проблема обучения выразительному чтению

Страница 1

Что такое поэзия и в чём её высокая миссия сегодня? На этот вопрос, пожалуй, не найдётся однозначного ответа. И всё же бесспорна, несомненна её насущная необходимость людям, которые тянутся «к стихам, как к травам от цинги» (А. Вознесенский), её особая познавательная и преобразующая роль в жизни в наше переломное время, её очищающая целительная сила для души человеческой.

Многогранно воздействие поэзии на духовную сферу человеческой личности: через стихи великих поэтов идёт художественное постижение мира и времени, народного бытия и самосознания, открытие глубин человеческого духа.

Вечные темы и мотивы искусства никогда не рождались вне времени и пространства, они неизменно несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни. Именно это и придаёт неповторимость им и силу эмоционального воздействия на последующие поколения.

Стихи о любви и природе, о жизни и смерти, о вечном обновлении окружающего мира, написанные сотни лет назад, продолжают волновать нас сегодня. Но поэзия воздействует на ум, чувства и волю слушателя только тогда, когда исполнение лирических произведений понятно, впечатляюще и убедительно. Этого нельзя добиться без обучения выразительному чтению.

Многие методисты и педагоги видели в выразительном чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения, особенно с учащимися среднего возраста. Обучение учащихся выразительному чтению выделялось в особую проблему в образовании и воспитании подрастающего поколения, которой были посвящены книги передовых отечественных педагогов и методистов Водовозова В.И., Острогорского В.П., Соловьёвой Н.М., Завадской Т.Ф., Буяльского Б.А., Рыбниковой М.А. М.А.Рыбникова писала: «…только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя». [М.А.Рыбникова, 1963; 51]. Непосредственное эмоциональное восприятие произведения предполагает эмоциональный отклик и на жизненное содержание произведения, и на его интонационный строй. Эмоциональная возбудимость, активная, деятельная природа подростков (учащихся 5-7 классов) создают самые благоприятные условия для занятий выразительным чтением. Сопереживание с автором, увлечённость его мыслями, намерениями, созданными им образами и воспроизведёнными им картинами жизни рождает у подростков желание выразить ко всему этому своё отношение, продиктованное собственной гражданской позицией, собственными нравственными понятиями и эстетическими чувствами. Это желание учащихся как раз и удовлетворятся в соединении чтения вслух с аналитической работой. Целесообразное сочетание их и обусловливает их диалектическое единство между моментами переживания и понимания произведения учащимися. Наиболее эффективна такая работа над поэтическими текстами, потому что именно настоящая поэзия является особым видом художественного постижения жизни. Ведь не случайно существует, как говорил Маяковский, «тот участок мозга, сердца, куда иным путём не влезешь, а только поэзией». Располагая средствами других искусств – живописностью, музыкальностью, - поэзия вместе с тем несёт в себе и нечто большее – умение передать трепетное биение живого человеческого сердца, вбирающего ритмы времени. Дело в том, что подлинные поэты никогда не отделяли своих чувств и переживаний, дум и помыслов от всего, чем жила их Родина, от тревог, горестей и надежд отчей земли и народа, от духовных устремлений, лучших людей своего времени, от вечных вопросов, издавна волновавших человечество.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Исторический анализ здоровьесбережения
Современное состояние общества, экологии и экономики неблагоприятно отражается на здоровье человека, вследствие чего растёт число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также щадящая здоровье организация образовательного процесса. Проблема разработки зд ...

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой ...

Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru