Материалы » Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий

Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий

Важнейшим объединяющим принципом многоуровневого образовательного комплекса является согласованность учебных планов и программ различных уровней и видов образования, начиная от общего среднего, заканчивая послевузовским и включая дополнительное профессиональное. Такой подход обеспечивает максимально возможную академическую мобильность.

Основные принципы на примере ЮРГУЭС можно сформулировать следующим образом:

непрерывность образования, начиная с общего среднего, заканчивая послевузовским (аспирантура и докторантура);

свободный выбор траектории обучения;

академическая мобильность – возможность перехода между подразделениями, реализующими различные виды образования в пределах одного уровня;

возможность параллельной реализации разноуровневых образовательных профессиональных программ;

реализация принципа «образование через всю жизнь».

При указанных выше подходах возможны следующие траектории образования.

Получение начального профессионального образования:

школа – начальное профессиональное образование (базовый уровень, профессиональный лицей);

школа – начальное профессиональное образование (повышенный уровень).

Получение среднего профессионального образования:

школа – среднее профессиональное (колледж);

школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа).

Получение высшего образования (бакалавр):

школа – высшее, бакалавр (факультет);

школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа);

школа – среднее + начальное профессиональное (профессиональный лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа).

Получение высшего образования (магистр):

школа – высшее, бакалавр (факультет) – высшее, магистр (магистратура);

школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, магистр (магистратура);

школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, магистр (магистратура);

Получение высшего образования (специалист):

школа – высшее, специалист (факультет);

школа – высшее, бакалавр (факультет) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);

школа – среднее профессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);

школа – среднее + начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения).

Для обеспечения академической мобильности в течение всего срока обучения вводятся локальные уровни образования, в пределах которых возможен переход в любую сторону по горизонтали (рис. 1).

Реализация указанных принципов требует высокой степени совпадения учебных планов и программ в рамках локальных уровней.

Анализ показывает, что это вполне возможно, хотя требует достаточно кропотливой согласованной работы советов специальностей всех уровней.

Необходимо отметить, что модульный принцип формирования учебных планов и программ позволяет не только облегчить согласование, но и увеличить количество локальных уровней, в пределах которых возможны переходы по аналогии с принципами Болонского соглашения.

переходы_уровни

Рис. 1 - Переход с одного локального уровня образования на другой

Важной особенностью предлагаемого подхода в сочетании с модульностью учебных планов и программ является потенциальная возможность перехода не только в пределах полностью согласованных локальных уровней, но и между различными программами, такими как магистр и специалист, с ликвидацией части модулей.

Еще большую гибкость обеспечит кредитная система зачета, в этом случае подлежит ликвидации разница лишь жестко заданных модулей с возможностью зачета элективных модулей разных программ в качестве вариативной части. Более того, в данном случае возможен переход без ликвидации разницы даже между разными направлениями (специальностями), в пределах совпадающих локальных уровней либо с ликвидацией разницы фиксированных модулей с перезачетом элективных курсов. Такая гибкость образовательной траектории была возможна до выхода в свет последней редакции Закона об образовании с изменениями от 21 июля 2007 г. Модульный подход и кредитная система позволяют выделить фиксированные и элективные курсы в качестве самостоятельных дидактических единиц дополнительного профессионального образования, имеющих самостоятельное значение как в качестве краткосрочных программ повышения квалификации, так и в качестве модулей, составляющих более крупные программы профессиональной переподготовки.

Таким образом, образуется система, органично включающая в себя как все уровни начального, среднего и высшего профессионального образования, так и программы повышения квалификации и переподготовки. При этом системы НПО, СПО, ВПО и ДПО взаимно дополняют друг друга и позволяют свободно и логично выстраивать образовательную траекторию с учетом уже имеющегося образования, пожеланий обучаемого, его материальных, интеллектуальных и временных возможностей.

В ЮРГУЭС разработаны интегрированные образовательные программы в рамках университетского комплекса, сочетающие требования профильных профессиональных образовательных программ базового уровня НПО и СПО на базе основного общего образования.

Реализация интегрированных и сопряженных программ НПО и СПО является воплощением принципа непрерывности образования.

Разработка интегрированного учебного плана осуществлялась с учетом письма Министерства образования РФ от 6.01.2000 г. № 16-52-01ин/16-13 «Рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования». Под интегрированными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваются обучающимся по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единого учебного плана на основе Государственных базовых стандартов НПО и СПО.

Получение СПО по интегрированным учебным планам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственные профессии НПО.

Разработка интегрированных профессиональных образовательных программ включает в себя проведение:

сравнительного анализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий НПО с целью установления родственных специальностей СПО и профессий НПО;

сравнительного анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственным им профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования;

сравнительного анализа учебно-программной документации по специальности СПО и учебно-программной документации по родственной ей профессии НПО с целью установления преемственных учебных элементов и формирования содержания интегрированных профессиональных образовательных программ.

Другая информация:

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №73 г. Краснодара. В эксперименте принимали участия учащиеся 5-ых классов. В начале учебного 2012-2013 года мы начали изучение педагогических технологий, в частности здоровьесберегающих. Теоретический анализ литературных источников по теме иссл ...

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...

Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению чтения и письменной речи
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстрой ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru