2. Владение логической составляющей математической деятельности:
- понимание логической структуры определения понятия (род, видовьте отличия, их конъюнктивная или дизъюнктивная связь, наличие и смысл кванторов);
- умение оперировать определением понятия: подводить под понятие, выводить следствия;
- умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные основания для их сравнения;
- умение проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному основанию;
- понимание логической структуры теоремы, умение формулировать обратное, противоположное, противоположное обратному утверждения и понимание логической связи между этими четырьмя предложениями;
- понимание сущности доказательства, полноценности аргументации;
- владение дедуктивными методами доказательств и опровержений: синтетическим, аналитическим, от противного, методом исчерпывающих проб, полной индукции, контрапозиции, методом математической индукции.
3. Владение эвристической составляющей математической деятельности:
- умение выявлять закономерности и устанавливать аналогии;
- умение выдвигать гипотезы на основе аналогии, неполной индукции, обобщения, конкретизации, пространственного воображения, интуиции как для постановки проблем, так и для их решения.
4. Умение отличать достоверные выводы от правдоподобных, вероятностных.
5. Владение алгоритмической составляющей математической деятельности:
- понимание сущности алгоритма;
- умение пользоваться готовыми алгоритмами;
- умение самостоятельно создавать алгоритм какого-либо действия.
6. Владение математическим языком (математической терминологией, символикой), умение четко, последовательно, лаконично, логично выражать свои мысли как устно, так и письменно .
Очевидно, что многие из названных Т.А. Ивановой компонентов культуры мышления относятся к объекту и предмету настоящего исследования.
Удивительно, но фактически о том же самом говорится в работе Л.Н. Казаковой, но уже применительно к урокам литературы. Так, Л.Н. Казакова выделяет следующие составляющие логической культуры учащихся.
1. Умение ясно и точно формулировать свои мысли. Речь идет о словесном выражении научных понятий и суждений. Логика как наука обеспечивает нас методологией определения понятий, знанием структуры суждений, условий их истинности, кодифицирует ошибки.
2. Умение логически связно рассуждать.
3. Умение обосновывать свою точку зрения. Обоснование — достаточно сложная в логическом отношении операция. Важно различать полное обоснование и частичное обоснование: первое имеет своей основой использование средств дедуктивной логики, а второе допускает включение индуктивных методов рассуждений.
4. Умение правильно формулировать вопросы и давать на них ответы.
5. Культура участия в рациональной дискуссии, научном споре.
Таким образом, решение проблемы формирования и развития у школьников логических и общелогических умений напрямую связано с более широкой проблемой — проблемой развития общей культуры мышления.
Другая информация:
Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...
Понятие "неуспеваемость" в
психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...
Различные подходы к трактовке понятия функции в курсе
математики в средней школе
Задача. При каких значениях параметра а уравнение имеет ровно четыре корня? Строим графики функций и в одной системе координат, воспринимая равенство как равенство значений выбранных функций. Построим график четыре точки пересечения получаем для . При (координаты точки максимума (1,2)) получаем вер ...