Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь». Познавательная деятельность учащихся при фактических связях опирается на процессы запоминания и актуализации фактического материала. Уже на этом уровне происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий. У учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их сопоставления, обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей, умение ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире.
Понятийные связи. Понятие – это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. В.И. Ленин подчеркивал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит – если оно правильное… – от истины, а подходит к ней… абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». Вместе с тем понятия должны быть гибки, подвижны, релятивны, относительны. Межпредметные понятийные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий. Проблеме формирования понятий учащихся на основе межпредметных связей посвящены многие исследования (Ф.П. Соколова, А.В. Усова, В.Н. Федорова и др.). Авторы рассматривают усвоение отдельных естественно – научных и гуманитарных понятий как частных случаев более общих понятий. Выявлена мировоззренческая значимость межпреметных, т.е. находящихся на стыке различных учебных предметов и наук, понятий (политико-экономических, экономико-географических, литературно – исторических и др.). Л.С. Выготский подчеркивал, что понятие возникает только в результате решения задачи, стоящей перед мышлением. Поэтому так важна целенаправленная формулировка учебно-познавательных межпредметных задач в обучении (см. в табл.). У учащихся формируются общепредметные умения оперирования понятиями: сравнения, конкретизации, обобщения, формулирования их определений, применения в объяснении фактов и др. Действия учащихся направляются на познание связей понятий из разных наук, которые отражают реальные связи вещей природы. Так повышение уровня межпредметных содержательных связей ведет к качественному. преобразованию способов познавательной деятельности учащихся, их умений. Теоретические связи. Теория – это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определенной предметной области.
Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов. Межпредметные философские связи
– это обобщение конкретно – научных и философских представлений о мире. Усвоение философских знаний «в чистом виде» происходит при изучении учащимися курса обществоведения, который выполняет синтезирующую роль. Но каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование единой научно – философской картины мира. На основе общих положений материалистической философии выявляются сходные линии развития специальных знаний и складывается стройная система научно – философской картины мира. Формированию у учащихся научно – философского видения способствует целенаправленно реализуемые межпредметные связи в различных областях: логических знаний, которые в виде элементов эмпирически усваиваются учащимися при изучении математики, физики и др.; семиотики, знания о которой учащиеся могут приобрести путем сравнения знаковых средств естественных языков и языков науки; истории науки, раскрывающей её социальные функции и смену стилей научного мышления. Эти знания открывают перед учащимися общие особенности научного мышления и способы философского осмысления мира. Идеологические связи.
Идеология – система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Идеологические межпредметные связи – это синтез идеологических знаний, включенных в содержание предметов разных циклов. Такие связи направлены на формирование ценностного отношения учащихся к миру. Разделение межпредметных связей на названные виды – научные (фактические, понятийные, теоретические), философские, идеологические – имеет относительный характер. Каждый последующий более высокий уровень (вид) связей является обобщением предшествующих, а каждый предшествующий служит опорой для конкретизации более высоких уровней межпредметных связей. Теоретические, философские, идеологические знания приобретают методологический характер в процессе познавательной деятельности учащихся, когда отношение этих знаний к познанию, методы, научные подходы становятся специальными объектами изучения. Условно можно выделить методологические знания, т.е. знания о способах познания, которые также вырабатываются на основе межпредметных связей (И.К. Журавлёв, Л.Я. Зорина).
Другая информация:
Научно-исследовательская работа в высшей школе
В вузах Российской Федерации научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпус ...
Опыт работы учителей музыки Ярославской области
Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Бара ...
Понятие "неуспеваемость" в
психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...