Материалы » Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка » Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников

Страница 2

ü Мотивационно-побудительную. Являясь моделью межличностного общения, игра стимулирует интерес к общению на иностранном языке.

ü Обучающую. Игра представляет собой упражнения для овладения навыками диалогической речи в межличностном общении.

ü Воспитательную. Участие в игре оказывает всестороннее влияние на детей и, несмотря на то, что в процессе инсценировки детям больше импонируют положительные персонажи, они так же берут на себя роли отрицательных героев, с целью высмеять их негативные черты.

ü Ориентирующую. Игра ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведение собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

ü Компенсаторную. Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка, и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном случае – в игровой деятельности. (А.Н. Леонтьев) Правомерно сделать заключение, что данный парадокс наблюдается и в обучении детей иностранному языку, следовательно, ролевая игра позволяет им выйти за некие социальные рамки, обеспечивая тем самым осуществление желаний ребенка.

Успешность обучения иноязычной речи во многом зависит от того, как будут реализовываться эти функции.

Обучающие возможности ролевой игры.

Ролевая игра включает в себя шесть основных обучающих возможностей:

ü Самая точная модель общения. В ролевой игре теснейшим образом переплетается речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, моделируется действительность, сопутствующая речевому поступку. Из этого основного свойства вытекает ряд других свойств, что делает ролевую игру эффективным средством обучения устной речи.

ü Возможности мотивационно-побудительного плана. В игре "сопутствующие обстоятельства" (К.С. Станиславский) создают общий побудительный фон, а определенная роль, которую получает ученик – сужает его до субъективного мотива.

ü Усиление личностной сопричастности. Ученик входит в ситуацию через "Я" соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус "актера", что положительно сказывается на результате, и в конечном счете – усвоении иностранного языка.

ü Формирование учебного сотрудничества и партнерства. Исполнение определенного этюда предполагает групповое взаимодействие. Грамотное распределение ролей, вербальных, пантомимных или ролей "суфлеров" позволяет каждому ученику наиболее полно раскрыться в том, что ему лучше удается. В совокупности с практикой поощрения "труппой", когда не только учитель дает позитивную или негативную оценку действиям учеников, но и сами они учатся анализировать игровую действительность, эта возможность обучения проявляется наиболее полно.

ü Образовательная функция. Даже в самых примитивных постановках ученики знакомятся с театром, даже простейший реквизит дает простор для развития изобретательности, а само перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, что позволяет лучше понимать людей.

Структура ролевой игры и особенности ее организации.

В структуру ролевой игры входят три компонента:

ü Роли. Они могут быть социальные и межличностные. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник). Подбор ролей осуществляется с тем, чтобы формировать в учениках положительные качества человеческой личности, а так же с целью рассмотрения негативных примеров, чтобы у детей не возникло желания подражать им в реальной жизни.

ü Исходная ситуация. Выступает как способ организации. При всей разнообразности определения понятия ситуации, мы исходим из того, что при ее создании необходимо учитывать и состояние реальной действительности, а так же взаимоотношения коммуникаторов. В изучении иностранного языка используются речевые ситуации, то есть такие ситуации, в которых требуется ответная речевая реакция.

ü Ролевые действия. Действия, выполняемые учащимися в определенной роли. Они, как разновидность игровых – органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры – составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б. Эльконин). Ролевые действия включают в себя вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru