Материалы » Технологии профессионального обучения » Сущность, функции и принципы профессионального обучения

Сущность, функции и принципы профессионального обучения

Страница 1

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).

Схема 1

Процесс профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

• планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;

• осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;

• организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

• анализ и оценку результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:

• анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

• осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

• планирование и организация своей учебной деятельности;

• самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

• самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.

Обучение — двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).

Таблица 1

Функции профессионального обучения

Функции

Содержание функции

Образовательная

Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности

Воспитательная

Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.

Развивающая

Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, б) разветвленные программы Н. Краудера. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на осн ...

Подготовка и реализация уроков геометрии с использованием ИКТ
Разработка уроков Урок 1. Теорема Пифагора. Тема урока: Теорема Пифагора. Тип урока: урок-изучение новой темы. Цели урока: -общеобразовательная: изучить теорему Пифагора, научить решать задачи на данную тему; -развивающая: развить способность анализировать и актуализировать полученные знания; -восп ...

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в
Несмотря на жесткое присоединение Северокавказских территорий к Российской Империи, в целом Кавказ довольно успешно начинает интегрировать в состав государства. Происходит "размывка" некоторых этнических границ, либо наоборот обособление некоторых групп. Основным признаком, по которому жи ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru