Материалы » Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии » Характеристика современного состояния проблемы

Характеристика современного состояния проблемы

Страница 3

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др. Анализ научной литературы показывает, что особое внимание исследователи уделяют разработке таких вопросов, как введение здоровьеориентированного содержания образования в другие учебные дисциплины – физкультуру, основы безопасности и жизнедеятельности, человековедение, психологию, биологию .

Некоторые физиологи (С.М. Громбах, В.И. Агарков, Г.Н. Сердюковская, Н.И. Куинджи, М.М. Безруких и др.) в своих исследованиях обосновывают механизмы снижения стоимости здоровья учащихся в процессе обучения. Они выдвигают требование гигиенического нормирования учебной нагрузки, опираясь на изучение функций организма, подвергающегося этому воздействию, предлагают регламентацию длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке. В центре внимания этих ученых находятся вопросы санитарно-гигиенического состояния классного помещения, регламентации урока в целом и отдельных видов учебной деятельности учащихся, а также степень трудности урока и его эмоциональная насыщенность, функциональное состояние учащихся на уроке, использование средств обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников и другие вопросы.

При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой (1967), необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющим на степень работоспособности учащихся: факторам физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья и др.), физического характера (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д.), психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение и др.).

Такие авторы, как М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.В. Кузнецова, освещают здоровъесберегающие идеи в аспекте дифференцированного подхода к обучению. На основании изучения функционально значимых признаков, проявляемых подростками, ученые пришли к выводу о целесообразности группировки учащихся по направлениям индивидуально-дифференцированпого обучения. В качестве информативных и доступных критериев типологических особенностей подростков авторы предлагают, определение временных характеристик сенсорных, моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков; уровень здоровья; степень социальной (учебной) адаптации. Один из вариантов такого обучения рассматривается В.В. Илъюшенковым и ТА. Берсеневой с учетом право- или левополушарной активности школьников. Авторы считают необходимым валеологизировать урок с помощью типодифференциального тестирования, которое дает возможность проводить обучение в контрастном режиме нагрузки на левое и правое полушария головного мозга учащихся. При традиционном обучении учитель, как правило, не обращает внимания на такого рода дифференциацию, что часто наносит ущерб здоровью детей.

Интересна методика Н.К. Смирнова, который предлагает решать проблему сохранения здоровья учащихся в контексте гигиенического подхода к процессу обучения на уроке.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что предлагаемые учеными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Учебная программа кружка «Веселый бисер»
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастер ...

Школа как объект научного управления
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об упра ...

Триз как педагогическая технология
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru