Нравственное, эстетическое, патриотическое, гуманистическое воспитание учащихся на современном этапе должно опираться на благодатную "почву" высокого музыкального искусства, представленного лучшими образцами и шедеврами различных музыкальных направлений и стилей: классической,народной,духовной,эстрадной,джазовой,поп-рок-музыкой. Музыку, формирующую высокий художественный вкус слушателя, я имею смелость назвать "экологически чистой музыкой". Именно такая "экологически чистая почва" искусства даст "всходы" и "плоды" в образовании и воспитании человека, в формировании его внутреннего мира, экологии его души. "Плодом" такого подхода будет являться воспитание музыкально грамотного человека, любящего искусство, ценителя с высоким художественным вкусом, имеющего активную жизненную позицию, направленную на созидание по законам гармонии-разума и чувства, законам красоты, разумного использования Природы-источника этой красоты.
Осуществляя на уроках музыки экологическое воспитание, необходимо решать следующие задачи:
1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства — к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты — Природа, а ее красота часто невосполнима.
2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, осознание человеком проблемы "ограниченность ресурсов и безграничность потребностей".
3.Патриотические: "С чего начинается Родина?" - эти строки из песни М.Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек — это не только его дом, семья, но и родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты. Обобщением сказанного могут стать слова М.Пришвина "Охранять природу-это значит охранять Родину".
4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата -это долг современного человека перед будущими поколениями.
Таким образом, знакомя учащихся с красотой, богатством мира музыки, отображающей красоту и богатство окружающей жизни, чувств и мыслей человека, решая сверхзадачу "музыка и жизнь" программы Кабалевского, можно и нужно проводить экологическое воспитание и образование подрастающих поколений, воспитывая их эстетически, нравственно, патриотически, интернационально, гуманистически грамотными людьми.
Реализацию концепции я связываю с действующей, несмотря на критику, программой "Музыка" для общеобразовательной школы. Непроходящей ценностью этой программы является тематическое построение, основанное на новых принципах, методах музыкальной педагогики, педагогики искусства, цель которой, говоря словами В.Сухомлинского - " .воспитание не музыканта, а человека".Воспитательная сущность программы плюс творческая деятельность учителя — вот основные, на мой взгляд, критерии оценки ее, как актуальной и современной. Именно эта программа, разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского, позволяет сделать уроки музыки уроками искусства, т.е., говоря словами русского педагога П.Блонского "Не жизнь сужать до урока, а урок расширять до жизни".На каждом уроке, начиная с первого класса я, знакомя учащихся с музыкальными произведениями, обращаю их внимание на роль природы, на ее художественное отображение в искусстве. Музыкальные пейзажи, зарисовки, явления природы, вызванные ими чувства и мысли человека — вот та атмосфера, которую я создаю на уроке, и которая помогает решать задачи воспитания, обучения и развития. Одушевленность Природы в искусстве более выразительно и динамично воплощает музыка, но для целостного восприятия необходимо сочетание ее с изобразительным искусством и с художественной литературой. Природа всегда была источником вдохновения для творчества художников, писателей, композиторов, особенно фольклора.
Другая информация:
Проблемное обучение
Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлен ...
Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в
средней общеобразовательной школе
На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. На старшем этапе обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются ...
Основные принципы и цели развития литературного творчества школьников
Основные принципы развития литературного творчества школьников: принцип доступности, учёт возрастных и личностных особенностей школьников, свобода выбора жанра литературного творчества, практическая направленность. Основные цели литературного творчества учащихся: развитие связной устной и письменно ...