Материалы » Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников » Опыт работы учителей музыки Ярославской области

Опыт работы учителей музыки Ярославской области

Страница 5

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги,

И свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес-и, как в безлунной бездне,

Все-все-до муравьиной кучи,

До ежика, до светлячка-исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи .

Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,

Чтоб в ручеек Аленушка глядела.

Вывод: Искусство - великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.

- Музыкальным продолжением этой мысли и разговора о лесе- слушание в грамзаписи "Детской симфонии" И. Гайдна.

- Музыкально-художественный образ природы, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной "Лесная увертюра"

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звучит многоголосие увертюры,

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будорожат лес синицы, не смолкая.

Курлычут журавли . Один . Еще один .

И сердце дрогнуло ликуя и страдая,

Мелодия весны . В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая!

Краткий комментарий учителя.

Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.

Вопросы учащимся;

-Вы любите туризм?

-Чем занимаются туристы в лесу? (любуются природой, наблюдают за жизнью леса, поют у костра.-, и иногда, оставляют его непотушенным).

- Исполнение "Туристкой песни" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие".

Разговор о стихии огня:

-может костер принести вред лесу?

-какие меры предосторожности должны выполнять туристы?

-что значит огонь созидательный и огонь разрушительный?

-можно ли считать огонь войны, особенно ядерной, экологической катастрофой?

- Ответ на последний вопрос - исполнение песни А. Пахмутовой "Пока не поздно".

- Чтение учеником последнего куплета песни - тихая клятва готовности спасти природу, пока не поздно.

- Заключительная беседа о роли искусства в экологическом воспитании: -влияет ли искусство на поведение человека в различных ситуациях? -существует ли проблема экологии искусства?

Два примера:

-антимузыка-диск "Ленинградский рокклуб"

- "Завалинка"-исполнение чистой, лиричной, мажорной песни, содержание которой близко человеку и природе.

- Совместный поиск ответов на вопросы:

- как приобщить человека к заботливому отношению к природе?

- как привить ему любовь к Земле-дому человечества?

- Музыкальный эпилог урока-исполнение песни "Глобус".

Мысли к уроку:

- "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем" (П. Гвездослов).

- Природа - это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа - это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.

- Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к природе. Человек - это составная часть природы. Он не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных. Попадая в другую среду (космос; глубины океана), человек вынужден создавать себе условия, которые окружают его на земле, а иначе ему грозит гибель.

- Загрязнение окружающей среды - это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоров ью человека, природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Модульное обучение в профессиональной школе
Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике. На современном этапе модульное обучение является одним из наи ...

Практические приемы формирования правовой культуры
В данной главе продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опыта работы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода). 1. Прием «коллективный вердикт» Вариант использования приема - на уроке граждановедени ...

Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении
Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru