Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Баранов и Г.В.Абрамова. Данное методическое пособие содержит материалы из опыта работы учителей и воспитателей Ярославской области.
Анализ учебных программ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, литературе и другим гуманитарным курсам показывает, что они очень экологичны, содержание учебного материала в них обладает большими потенциальными возможностями для экологического образования, и что очень важно, воспитания искренней любви и бережного отношения к Природе. Эти возможности успешно используют в своей работе учителя музыки: Леснополянской начальной школы Г.А.Заозерова, школы №27 г.Рыбинска Л.В.Залыгина, школы № 2 г. Ростова А.В.Паутов, Волжской средней школы Некоузского района Т.Б.Заяц, школы №21 г. Ярославля З.Б. Мурашова и многие, многие другие педагоги.
Т. Б. Заяц, учитель музыки Волжской средней школы Некоузского района ,
Заслуженный учитель школы РФ.
Фрагмент урока по экологическому воспитанию школьников:
"Надо научить человека любви к жизни, интересу ко всему, что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки и запахи. Научить радости жизни! Знания, профессия, мастерство, успех, материальное благополучие . без интереса к богатству живого мира и ощущению в нем своего места не часто делают человека счастливым. И напротив, у человека, которого радует пение птиц, обычно и все остальное ладится". Учитель музыки с помощью самых различных методов и средств может внести свою весомую лепту в экологическое воспитание и образование молодого поколения, всего населения. Сама программа "Музыка" Д. Б. Кабалевского открывает большие возможности творческой деятельности по экологическому воспитанию детей. Жизненная сила этой программы, ее связь со всеми сферами жизни и деятельности человека позволяют сформировать у учащихся духовное осознание единства Природы и Человека. Программа эта необыкновенно пластична и универсальна, несмотря на строгий тематизм и стройность основных художественных концепций. Она позволяет как учителю, так и ученику самовыразиться и самоутвердиться, т. е. осознать свою роль в обществе, во всем окружающем мире.
Бесхозяйственность и нерадивость в деяниях человека породили массу экологических проблем. Варварски вырубаются леса, а оставшиеся очень часто горят, повсюду свалки отходов, неисправны очистные сооружения, истощенные, загрязненные и обезображенные тяжелой техникой поля почти не дают урожая . Дети должны знать обо всем этом и многом другом. Но роль учителя музыки заключается не в том, чтобы указать детям на эти негативные факты, а в том, чтобы средствами музыки и других искусств воспитать в них способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, научить беречь, созидать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше молодых людей осознают это, почувствуют свое истинное предназначение в природе и обществе, тем оптимистичнее мы будем смотреть в будущее. И главное – чтобы природа и мир вокруг нас стал чистым, сперва нужно очистить душу."Т.Б. Заяц
"Уже на первом уроке в первом классе веду разговор о нашем поселке, о школе, в которой они начали учиться, о природе наших мест. Песни, которые разучиваю с ребятами на уроке ("Песня о школе", "Во поле береза стояла, позволяют вести разговор на темы: .
-Наша школа, какая она?
-Березы и тополя вокруг школы посажены учениками и учителями в годы Великой Отечественной войны.
Другая информация:
ИТО в развитии творческого
мышления
Виды творчества весьма различны по своей природе – это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л.С. Выготскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке», можно выделить коммуникативное и ...
Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и
его научного аппарата
Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи. Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательны ...
Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Я. А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Всё ...