Таким образом, труд – чрезвычайно значимая составная часть системы работы в коррекционном учреждении, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно полезной деятельности. В психосоциальной работе с данной категорией всегда придавалось и предается большое значение трудовому обучению воспитанников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.
Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное психосоциальное сопровождение трудового обучения благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их умственных и физических недостатков.
Проведенный с дошкольниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации, требующие включения детей в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно.
После чего был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования.
Результаты исследования занесены в таблицу 2.
Таблица 2. – Уровни самостоятельности детей (контрольный этап)
Возраст, лет |
Кол-во детей |
Пол |
Уровни самостоятельности (кол/%) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
6-7 |
10 |
Девочки (6) |
- |
- |
8 / 80 |
2 / 20 |
- |
Мальчики (4) |
- |
1 / 10 |
8 / 80 |
1 / 10 |
- |
Как видно из таблицы 2, контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: 1 уровень исчез полностью, самостоятельность большинства дошкольников повысилась до 3 уровня, повысился уровень творческой самостоятельности.
Уровень самостоятельности обусловлен проведенным формирующим воздействием, стимулирование активности детей позволило развить у них стремление к самостоятельности в трудовой деятельности.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность – самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.
Итак, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, подтвердилась.
Совершенствование процесса трудового обучения – одна из главных задач в свете реформирования коррекционных образовательных учреждений. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Другая информация:
Характеристика бросков
Конечной целью передвижений игрока по площадке с мячом и без мяча, ловли и передач мяча являются броски в корзину. Броски в корзину – важнейший элемент игры в баскетбол. Чтобы выиграть матч, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приёмы игры служат созданию условий для ов ...
Уровни речевого развития
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развития языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р. Е. Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых наруше ...
Введение понятия функции в программе А.Г. Мордковича
"Алгебра 7"
В большинстве школ России учителями математики используется УМК А.Г. Мордковича. Приоритетной линией изложения материала, как отмечают авторы, в программе является функционально-графическая, причем функция представлена учащимся как специальный вид линейного уравнения, который удобно использовать дл ...