Материалы » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Страница 4

Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит и так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда и т. п.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, тряпочки и т. п.) располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Этому могут способствовать также специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным является наличие предметов, необходимых для выполнения соответствующих действий, в различных помещениях дошкольного учреждения. Их перечень и места расположения тщательно продумываются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Обязательно наличие туалетов рядом с помещениями, где проводятся игры и занятия с детьми, – физкультурный зал, специальные комнаты для игр с песком и водой, комнаты релаксации, различные кабинеты и т. п.

Важно, чтобы вода для умывания была теплой, а краны расположены на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукава; мыло – такого размера, чтобы ребенок с нарушениями моторного развития мог его удержать в руках; посуда – привлекательной для еды, а предметы сервировки – современными, эстетичными, легко моющимися. В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо использовать разнообразные гигиенические средства – специальные щеточки для рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором. Для детей, имеющих ярко выраженные психомоторные нарушения, могут быть использованы специальные приспособления, способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию в рамках данного раздела происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также образные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же образные игрушки могут использоваться в различных играх, в частности и в играх, формирующих навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, то есть в сюжетно-дидактических играх. При их развертывании и обучении им следует использовать в быту различные игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, кухонный комбайн, миксер и т. п. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, ребенок с интеллектуальной недостаточностью открывает для себя привлекательную область современных бытовых приборов, начинает постигать правила их применения и целесообразного использования. Это, в свою очередь, будет способствовать более легкому овладению « полезными приборами» в реальной бытовой практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Подходы к определению выпуклого многогранника
После введения понятия многогранника в школе, как правило, рассматривают выпуклые многогранники. Удачным считается подход, когда сразу дается определение выпуклого многогранника и для него определяются элементы, что сделать легче. Изучение свойств как выпуклых многоуголь­ников, так и выпуклых много ...

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru