4 балла – (выше среднего) уровень, ребенок без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.
5 баллов – самый высокий уровень, характеризуется полной самостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Ребенок проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.
В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей. Результаты были занесены в таблицу 1.
Таблица 1. – Уровни самостоятельности детей с нарушением
интеллекта в трудовой деятельности
Возраст, лет |
Кол-во детей |
Вид труда |
Уровни самостоятельности (кол /%) | ||||
1 б. |
2 б. |
3 б. |
4 б. |
5 б. | |||
6-7 лет |
10 |
самообслуживание |
1 / 10 |
3 / 30 |
6 / 60 |
- |
- |
хозяйственно- бытовой |
2 / 20 |
3 / 30 |
4 / 40 |
1 / 10 |
- | ||
ручной |
- |
2 / 20 |
7 / 70 |
1 / 10 |
- |
Полученные результаты показали, что большинство детей находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность, связанная с переносом трудовым умений в новые условия и самоконтролем, способностью к проявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовой деятельности, не выявлена.
На рисунке 1 представлена диаграмма, на которой показаны уровни развития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.
Рис. 1. – Уровни развития самостоятельности в различных видах
трудовой деятельности
Большое количество детей находятся на 3 уровне самостоятельности – трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
На втором уровне находятся 4 детей (хозяйственно-бытовая деятельность), владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.
Другая информация:
Методика работы с фильмом при обучении аудированию
Работа с кинофрагментом должна определяться той методической задачей, которая ставится перед ним, - служить средством развития навыков аудирования. Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов: Работа с незнакомыми словами. Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и слово ...
Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»
Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном (11К) профильном классе в гимназии № 1 г.Североморска и включал в себя следующие мероприятия: - проведение уроков экономики по теме «Семейный бюджет» с использованием активных методов обучения: деловые игры, дискуссии; показ мультимедийных презен ...
Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии
В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые ...