Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.
В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека.
Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления.
Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придаёт ей логический, осмысленный характер.
Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и целей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Так, люди могут обмениваться мыслями устно или письменно, в диалогической или монологической форме. Соответственно этому различают несколько видов речи. Речь бывает письменная и устная. В свою очередь в устной речи различают речь диалогическую и монологическую.
Устная речь является основным видом речи, по образцу которой строятся и другие виды речевой деятельности. Так, в нашей письменной речи буквы обозначают различные звуки устной речи. Письменная речь воспроизводит, таким образом, на бумаге особенности речи устной, звуковой.
В зависимости от обстоятельств, в которых происходит общение между людьми, устная речь может приобретать либо форму диалогическую (от слова «диалог» - разговор), либо монологическую (от слова «монолог» - речь одного).
Диалогическая речь, имеющая характер разговора между собеседниками, в психологическом отношении обладает некоторыми особенностями.
Характер диалога существенно меняется в зависимости от обстоятельств, в которых он произносится. В некоторых случаях от диалогической речи требуется, чтобы мысль в ней была выражена в более полной и развёрнутой форме, а сам способ выражения сознательно подчинён установленным нормам и правилам.
Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется тем, что здесь говорит один человек, в то время как другие слушают его. Характерными примерами монологической речи являются: связный рассказ о чём-нибудь, лекции, доклады.
Монологическая речь в психологическом отношении отличается от речи диалогической. Монологическая речь обычно носит более произвольный, менее принуждённый характер, чем речь диалогическая. Монологическая речь требует более развёрнутого и логически последовательного изложения мысли, чем диалогическая, так как при монологе говорящий менее связан со своими слушателями, меньше знает, что известно о данном предмете, что их в нём интересует.
Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного.
Письменная речь во многом сходна с устной.
В психологическом отношении письменное изложение мыслей существенно отличается от изложения устного. Пишущий не видит своего собеседника, не слышит его высказываний, не видит его жестов и выражения лица. Здесь приходится мысленно представить себе собеседника, его возможные вопросы и возражения и в соответствии с созданным заранее представлением строить свою письменную речь. Пишущему приходится также учитывать, что его читатель находится в иной обстановке, чем та, которая его окружает, и не может непосредственно воспринимать те предметы и явления, которые пишущий имеет в виду. Письменная речь по необходимости является более развёрнутой и вместе с тем более преднамеренной не только по сравнению с диалогической, но и по сравнению с монологической устной речью.
И устная и письменная речь являются разновидностями внешней речи, которая служит для внешнего общения, общения с другими людьми.
Из внешней речи развивается речь внутренняя, используемая человеком для целей собственной мыслительной деятельности, речь про себя, которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала даже тогда, когда он не говорит громко.
Другая информация:
Понятие и методы формирования
вокально-хоровых навыков
Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1.Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2.Дирижёрский жест. Обучающиес ...
Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в
детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...
Контрольная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень полученных знаний и умений на уроках изобразительного искусства по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена контрольная диагностика. Нами были использованы те же самые методы исследования, что и во время первичной ди ...