Материалы » Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах » Проблема обучения выразительному чтению

Проблема обучения выразительному чтению

Страница 2

Процесс обучения выразительному чтению сложен и многообразен. Но ход урока, на котором дети обучаются этому искусству, можно представить по довольно простой схеме:

вводная беседа или вводное слово учителя;

образцовое чтение;

чтение учениками текста про себя;

коллективное членение текста на смысловые или интонационные части;

обучение чтению по выделенным частям:

комментарии к тексту части,

отработка звучания наиболее трудных для детей слов и выражений,

разметка самых трудных мест знаками партитуры,

обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности,

зачитывание частей.

повторное прослушивание всего текста;

зачитывание всего текста учащимися (возможно хоровое чтение).

Рассмотрим главные пункты этого плана.

Вводная беседа. Её цель - создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.

Если изучаемое произведение невелико по объёму и его можно выучить наизусть, об этом учащиеся предупреждаются заранее. Эта целевая установка будет способствовать активизации процесса запоминания.

Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя. Слушая выразительное чтение учителя, школьники не только осознают содержание чтения, но и саму суть выразительного чтения: это не просто громкое и чёткое чтение, а чтение, воплощающее в голосе смысл читаемого и передающее отношение к тому, что изображается в произведении.

Возможно использование записей выразительного чтения на CD-дисках, кассетах, грампластинках; чтение заранее подготовленного ученика. Чтение учениками текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эта работа школьников активизируется конкретными заданиями. Например:

Ещё раз прочтите весь текст, (либо какую-то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам.

Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить. Почему? Как можно озаглавить каждую из частей?

Расчленение текста на смысловые или интонационные части. Необходимость этого задания объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, требованием заострить внимание детей на композиции произведения или отдельной его части (в таком случае эта работа может сочетаться с составлением плана); во-вторых, стремлением упорядочить сам процесс усвоения произведения с помощью метода выразительного чтения.

Обучение чтению по выделенным частям. Включает себя следующие виды работ:

комментарии к тексту части (идейный, смысловой, исторический, биографический, лексический, ритмический);

упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний, оборотов речи;

обсуждение возможных вариантов интонационной интерпретации каждой части. Эта сложная работа требует от учителя исключительного внимания, хорошей памяти, умения своевременно и тактично вмешаться в детский спор, чтобы всё поставить на своё место. В процессе такого обсуждения школьники, многим из которых свойственно смотреть, не видя, слушать, не слыша, говорить, не зная, приучаются слушать и слышать.

начитывание частей несколькими учениками и выявление достоинств и недостатков в их чтении.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результа ...

Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта:классификация, виды и причины формирования
Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Согласно современным научным представлениям, понятие «ум ...

Понятие общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Впервые теоретическое обоснование о ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru