Процесс обучения выразительному чтению сложен и многообразен. Но ход урока, на котором дети обучаются этому искусству, можно представить по довольно простой схеме:
вводная беседа или вводное слово учителя;
образцовое чтение;
чтение учениками текста про себя;
коллективное членение текста на смысловые или интонационные части;
обучение чтению по выделенным частям:
комментарии к тексту части,
отработка звучания наиболее трудных для детей слов и выражений,
разметка самых трудных мест знаками партитуры,
обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности,
зачитывание частей.
повторное прослушивание всего текста;
зачитывание всего текста учащимися (возможно хоровое чтение).
Рассмотрим главные пункты этого плана.
Вводная беседа. Её цель - создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.
Если изучаемое произведение невелико по объёму и его можно выучить наизусть, об этом учащиеся предупреждаются заранее. Эта целевая установка будет способствовать активизации процесса запоминания.
Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя. Слушая выразительное чтение учителя, школьники не только осознают содержание чтения, но и саму суть выразительного чтения: это не просто громкое и чёткое чтение, а чтение, воплощающее в голосе смысл читаемого и передающее отношение к тому, что изображается в произведении.
Возможно использование записей выразительного чтения на CD-дисках, кассетах, грампластинках; чтение заранее подготовленного ученика. Чтение учениками текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эта работа школьников активизируется конкретными заданиями. Например:
Ещё раз прочтите весь текст, (либо какую-то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам.
Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить. Почему? Как можно озаглавить каждую из частей?
Расчленение текста на смысловые или интонационные части. Необходимость этого задания объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, требованием заострить внимание детей на композиции произведения или отдельной его части (в таком случае эта работа может сочетаться с составлением плана); во-вторых, стремлением упорядочить сам процесс усвоения произведения с помощью метода выразительного чтения.
Обучение чтению по выделенным частям. Включает себя следующие виды работ:
комментарии к тексту части (идейный, смысловой, исторический, биографический, лексический, ритмический);
упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний, оборотов речи;
обсуждение возможных вариантов интонационной интерпретации каждой части. Эта сложная работа требует от учителя исключительного внимания, хорошей памяти, умения своевременно и тактично вмешаться в детский спор, чтобы всё поставить на своё место. В процессе такого обсуждения школьники, многим из которых свойственно смотреть, не видя, слушать, не слыша, говорить, не зная, приучаются слушать и слышать.
начитывание частей несколькими учениками и выявление достоинств и недостатков в их чтении.
Другая информация:
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...
Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног ...
Методы и приемы активизации творческой деятельности
Творческая деятельность начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором творческой деятельности является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Д ...