Материалы » Человек как предмет педагогической антропологии

Человек как предмет педагогической антропологии

Страница 2

Человек – существо природное. Он – общественно – историческое существо. Именно общественно – исторический способ бытия сделал прачеловека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека – способность осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве, способность фиксировать свое осознание мира и себя, стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самосознанию, рефлексии.

Джозеф Мерфи, в своей книге «Сила вашего подсознания» говорит: -

«…человек, может научиться управлять ресурсами личной психики – и тогда на всю оставшуюся жизнь получит отличное здоровье, настоящее процветание, подлинное счастье. Подсознание, при правильном его применении подскажет человеку, как найти верное решение возникших проблем, выработать высокие нравственные качества, освободиться от дурных привычек».

Разумность врожденна у человека. Благодаря ей, он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке). Она во многом обусловливает развитие производительности психических процессов, совершенствование воли человека. Разумность помогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать ночью, жить в невесомости и пр.). Она дает ему силы преодолевать страх смерти. Это способность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма – видовая особенность человека.

Именно общественно-исторический способ бытия, духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и Вселенной. Духовность свойственна всем людям как общечеловеческая потребность в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека следствием его социально – исторического бытия или она свидетельство его божественного происхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако само наличие названной особенности как чисто человеческого феномена неоспоримо.

Только человеку свойственны ненасыщаемые потребности в новом знании, в поиске истины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни по совести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом и будущем. Только человек способен трудиться для удовольствия и получать удовольствие от тяжелой работы, если она свободна, имеет личностный или общественно-значимый смысл. Только человеку свойственно испытывать такие трудно определимые на рациональном уровне состояния, как стыд, ответственность, чувство собственного достоинства, раскаяние и т.д. Только человек способен к самопожертвованию, самоограничению, способен верить в идеалы, самого себя, в лучшее будущее, в добро, в Бога. Будучи разумным и духовным, живя в обществе, человек не мог не стать творческим существом. Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...

Сравнительная характеристика нарушений и отклонений в развитии ребенка
Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема охраны здоровья подрастающего поколения - наиболее ранимой и незащищенной части населения, подвергающейся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. По данным официальной статистики заболеваемость д ...

Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru