3) образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отрасли массового духовного производства;
4) образование — процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности;
5) образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций;
6) образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
7) образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
В целом культурологический подход к организации образования предполагает нацеленность на освоение общечеловеческих ценностей культуры как поля для осуществления инновационной деятельности в процессе образования. Одновременно реализуется насущная потребность осуществления «диалога культур» на различных уровнях педагогического процесса, что определяет необходимость выявления общего и особенного в этнокультуре. При освоении динамики культуры с прогностической целью изменения собственно процесса образования в соответствии с существующими традициями и тенденциями в качестве источников реформирования выступают потребности различных уровней культурной среды (макросоциума, мезосоциума, микросоциума), а также культура ее агентов и субъектов образовательной системы.
Таким образом, социокультурный механизм развития образования есть совокупность традиций и инноваций, приводящих структуру обучения в соответствие с ее внутренней культурой, которая организуется как непроизвольно, стихийно, так и целенаправленно, планомерно.
Потребность в выявленных подходах возникает в соответствии с принципами общественного обновления и на основе реализации социальных, научных и культурных ценностных ориентиров. В связи с этим культуроформирующая функция образования состоит в определении границ и перспектив индивидуального саморазвития и интериоризации культуры через освоение подрастающим поколением ценностей, традиций, норм общественной жизни, а также «проецирования» соответствующих культурных ценностей в завтрашний день всего общества.
Современное обновление системы отечественного образования ориентируется на вхождение Украины в мировое общекультурное пространство, которое происходит на основе присвоения личностно-ориентированной парадигмы и определяет главные направления реформирования общества и развития человека. Задача образования состоит в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т. е. в превращении природного человека в культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве.
Другая информация:
Теоретические аспекты проблемы формирования умений
диалогической речи младших школьников
Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо. В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это фо ...
Начало систематически-школьного образования женщин
В заключение обзора средневекового образовательного строя, нам нужно упомянуть еще об одном виде образования средних веков, который только с начала средних веков и делается заметным,—начинает собственно, быть, — и в котором, разумеется, также чувствуется очерченный нами схоластический строй. Это — ...
Кукольный театр на уроках технологии в начальных классах
В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей ...