Материалы » Формы и методы воспитательного процесса » Организационные формы воспитания школьников

Организационные формы воспитания школьников

Страница 1

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на :

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

- деятельность организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном.

Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания. Причины затруднения:

- методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;

- множество условий для применения методов;

- наличие единственного критерия эффективности – времени.

От чего зависит выбор метода воспитания?

цели и задачи воспитания.

содержания воспитания.

возрастные особенности воспитанников.

уровень сформированности коллектива.

индивидуальные и личностные особенности учащихся.

условия воспитания.

уровень педагогической квалификации.

время воспитания.

ожидаемые последствия.

Существует ряд требований и при выборе форм воспитания:

- любая форма воспитания не существует без беседы;

- одна и та же форма может решать разные воспитательные задачи. Это зависит от содержания;

- формы должны использоваться в комплексе;

- обязательное слово учителя;

- нельзя ориентироваться только на одну форму;

- выбор форм основывается на принципах воспитания.

Выбор форм зависит от:

содержания и направляющей задачи.

возраста учащихся.

уровня воспитанности и личного социального опыта детей.

особенностей коллектива, его традиций.

технический и материальных возможностей.

уровня профессионализма учителя.

Эффективность форм воспитания зависит:

- от того, на сколько много детей вовлечено

- от сочетания эмоциональных и рациональных факторов

- от того, какие мотивы формируются

- от сочетания руководства педагога и самостоятельности детей

- от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм

Страницы: 1 2

Другая информация:

Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбеж ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов
География (от греч. geo - Земля), система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-социальных) географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты. География - наука о за ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru