Материалы » Методы организации самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку » Классификация видов самостоятельной работы

Классификация видов самостоятельной работы

Страница 3

По степени самостоятельности учащиеся самостоятельные работы классифицируют Е.П.Бруновт, М.Н.Скаткин и другие. Они выделяют самостоятельные работы:

подражательного характера;

тренировочные с применением имеющихся знаний;

исследовательского характера, то есть знания учащиеся получают из наблюдений, опытов.

Как видим, усиление самостоятельной работы учащихся на уроке, развитие их познавательной активности ─ главный результат поисков обучения самостоятельной работе.

Проведённые в последние годы разносторонние исследования педагогов (Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанским, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым и другими убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированным приёмам умственной деятельности. Особо важное внимание этим проблемам должно уделяться при организации самостоятельного учения, а для этого нужно научить учащихся правильно мыслить, то есть заложить основы самостоятельного мышления.

В исследованиях И.Я.Лернера много внимания уделяется вопросу развития у учащихся творческого потенциала, усвоения опыта творческой деятельности.

Главный принцип формирования самостоятельного мышления учащихся - системность. Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную самостоятельную задачу, нужно, прежде всего, учитывать наличие знаний по данному вопросу. Учить самостоятельно мыслить школьников в процессе обучения ─ это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что до сего времени дидактам не удалось создать универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая учитывала бы в равной мере и внешние, и внутренние стороны учебной деятельности школьников. Попытки разработать подобные классификации оказались, в конечном итоге, неудачными.

Таким образом, наиболее завершенные классификации, как мы это уже отмечали, основываются на внешних признаках, тогда как попытки выделения видов самостоятельной работы, исходя из внутреннего содержания деятельности учащегося, пока не увенчались успехом. Более перспективными оказались попытки показать внутреннюю сущность самостоятельной работы путем классификации заданий (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.Э. Унт и др.). Однако и они все нуждаются в серьезной доработке. Тем не менее, даже идеально построенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности ученика при выполнении самостоятельной работы. Вряд ли правомерно ожидать в будущем появления какой-то универсальной классификации видов самостоятельной работы, отражающей все признаки этого двуединого процесса. Все такие, пусть даже логически завершенные классификации, окажутся в какой-то части искусственными.

Рассмотрев различные определения, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это такой вид учебной деятельности, при котором ученику даётся возможность действовать самостоятельно, без помощи активной помощи учителя, но при возникающей необходимости, эта деятельность подлежит частичному руководству учителя. Учащиеся же должны приложить максимум самостоятельности, самокоррекции, необходимые для умственные усилия, чтобы с успехом выполнить задание.

В психологическом плане, как было уже отмечено, ученики сталкиваются с рядом трудностей. Задачей учителя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников. Очень важно, чтобы самостоятельная работа учащихся представляла для них интерес, материал не терял новизну, но и в то же время, был доступен для восприятия. Важно также учитывать особенности памяти учащихся и выявить путём тестирования каким видом памяти они обладают, так как в будущем это поможет учителю понять, как сделать процесс обучения иностранному языку более доступным для ученика.

Учёт всех вышеизложенных психологических моментов имеет, несомненно, положительный эффект при организации самостоятельной работы учеников по иностранному языку.

Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Мы рассмотрели несколько классификаций, предложенных такими учёными-педагогами, как В.П. Стрезикозиным, Б.П. Есиповым, М.И. Моро, И.Э. Унт и т.д. Однако и они все нуждаются в серьезной доработке. Тем не менее, даже идеально построенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности ученика при выполнении самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Содержательно – информационные межпредметные связи
Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная ...

Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
С целью проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы посчитали необходимым провести повторную диагностику музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностики. Результаты повторной ...

Педагогические взгляды представителей реформации: Лютер
В первое время немецкий гуманизм и реформация шли рука об руку. Обоих объединяло отвращение к церковной схоластике и стремление к освобождению личности от средневековых традиций и подавляющего церковного авторитета. Оба искали нового, более свежего образования. Но скоро теологические интересы, возб ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru