Материалы » Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Страница 2

В процессе проведения обследования были предложены задания:

Составление диалога (озвучивание роли с помощью игрушек). Детям предлагалось выбрать игрушку («смешарики») и озвучить их разговор на любую тему.

Составление диалога в процессе совместной деятельности (рисования общей картины). Детям предлагалось рисовать либо предъявленную картину, либо нарисовать свою картину совместно с другим ребенком на одном листе бумаги за ограниченное время (10 минут).

III. Совместное рисование картины с логопедом. Было предложено нарисовать картину, посвященную весне. Детям предлагалось нарисовать весну совместно с логопедом на одном листе бумаги.

Полученные диалоги разбирались в двух аспектах:

как речевая деятельность

как речевое поведение

При оценке речевой деятельности в процессе диалога отмечаем:

тематичность диалога, то есть соответствие реплик определенной тематике

реализация и развитие главной мысли

характер диалога, который может быть:

репродуктивный (согласие во всем с лидером);

реконструктивный (есть встречные предложения);

творческий.

При оценке диалога как речевого поведения, обращается внимание на следующие пункты:

особенности активности участника диалога (заинтересованность, уровень мотивации, активность, пассивность)

реакция на участника диалога, отношение к партнеру по диалогу (положительно, страх, негативно, спокойное отношение, подозрительность, доверие/недоверие, уважение/неуважение, заискивание, и т.д.)

особенности речевых высказываний (их длина, сложность, распространенность/нераспространенность)

Особенности использования элементов речевого этикета (умение вступить в беседу, поговорить, и т.д.)

Особенности использования паралингвистических средств в диалоге (интонация, мимика, жесты, взгляды)

Мы сравнили данные, полученные в ходе обследования диалога детей, и сделали выводы, которые представлены в таблице, а также в приложении.

По данным эксперимента выявлено, что дети из обеих групп достаточно легко идут на контакт, дети отзывчивы и открыты.

Анализируя полученные диалоги с точки зрения речевой деятельности, мы выделили следующие составляющие речевой деятельности и их особенности, характерные для данных групп:

Тематичность – то есть соответствие реплик определенной теме. Рассматривая данный аспект можно выделить следующие особенности: реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается:

Выписка из протокола Данила Л. и Максима С.

-пошли сюда, на горку…Нюша, иди сюда…Нюша, а что ты убежала? .Нюша, тебе, что рояль купили?

- пошли ко мне в гости

- смотри, какое диско у меня! смотри, какой у меня бильярд!

- что?

-Нюша, давай я тебя научу…танцор диско …ты же не умеешь! Нюша, посмотри на меня!

Это может быть связано с тем, что не развито умение вступать в позицию говорящего и слушающего, либо с тем, что не могут выделить главную тему, либо легко отвлекаются:

Выписка из протокола Сони Г.:

-Кораблик?

-Это не кораблик, это ручеек.

-Все девочки меня в группе обожают.

-За что?

-Хорошенькая. Повторяют за мной все.(далее рассказывает про свою бабушку)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...

Социокультурная среда высших учебных заведений
Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда». Категорию «среда» активно стали изучать в 90-е годы XX в. Но впервые на нее и связанное с ней п ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru