В процессе проведения обследования были предложены задания:
Составление диалога (озвучивание роли с помощью игрушек). Детям предлагалось выбрать игрушку («смешарики») и озвучить их разговор на любую тему.
Составление диалога в процессе совместной деятельности (рисования общей картины). Детям предлагалось рисовать либо предъявленную картину, либо нарисовать свою картину совместно с другим ребенком на одном листе бумаги за ограниченное время (10 минут).
III. Совместное рисование картины с логопедом. Было предложено нарисовать картину, посвященную весне. Детям предлагалось нарисовать весну совместно с логопедом на одном листе бумаги.
Полученные диалоги разбирались в двух аспектах:
как речевая деятельность
как речевое поведение
При оценке речевой деятельности в процессе диалога отмечаем:
тематичность диалога, то есть соответствие реплик определенной тематике
реализация и развитие главной мысли
характер диалога, который может быть:
репродуктивный (согласие во всем с лидером);
реконструктивный (есть встречные предложения);
творческий.
При оценке диалога как речевого поведения, обращается внимание на следующие пункты:
особенности активности участника диалога (заинтересованность, уровень мотивации, активность, пассивность)
реакция на участника диалога, отношение к партнеру по диалогу (положительно, страх, негативно, спокойное отношение, подозрительность, доверие/недоверие, уважение/неуважение, заискивание, и т.д.)
особенности речевых высказываний (их длина, сложность, распространенность/нераспространенность)
Особенности использования элементов речевого этикета (умение вступить в беседу, поговорить, и т.д.)
Особенности использования паралингвистических средств в диалоге (интонация, мимика, жесты, взгляды)
Мы сравнили данные, полученные в ходе обследования диалога детей, и сделали выводы, которые представлены в таблице, а также в приложении.
По данным эксперимента выявлено, что дети из обеих групп достаточно легко идут на контакт, дети отзывчивы и открыты.
Анализируя полученные диалоги с точки зрения речевой деятельности, мы выделили следующие составляющие речевой деятельности и их особенности, характерные для данных групп:
Тематичность – то есть соответствие реплик определенной теме. Рассматривая данный аспект можно выделить следующие особенности: реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается:
Выписка из протокола Данила Л. и Максима С.
-пошли сюда, на горку…Нюша, иди сюда…Нюша, а что ты убежала? .Нюша, тебе, что рояль купили?
- пошли ко мне в гости
- смотри, какое диско у меня! смотри, какой у меня бильярд!
- что?
-Нюша, давай я тебя научу…танцор диско …ты же не умеешь! Нюша, посмотри на меня!
Это может быть связано с тем, что не развито умение вступать в позицию говорящего и слушающего, либо с тем, что не могут выделить главную тему, либо легко отвлекаются:
Выписка из протокола Сони Г.:
-Кораблик?
-Это не кораблик, это ручеек.
-Все девочки меня в группе обожают.
-За что?
-Хорошенькая. Повторяют за мной все.(далее рассказывает про свою бабушку)
Другая информация:
Динамика художественного развития школьника в процессе
изобразительно-творческой деятельности
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил П.П. Чистяков. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных п ...
Основной недостаток учебного строя иезуитских школ: Неподвижность и
омертвелость
По-видимому, учебный порядок в иезуитских школах был не так плох, как привыкли представлять, исходя из исторических ассоциаций, связанных с именем „иезуитов”. И если справедливо, — как отмечает один из историков иезуитского ордена (В. Гетте), — что из иезуитских школ никогда не выходило сколько-ниб ...
Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с
родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...