Материалы » Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

Страница 2

В процессе проведения обследования были предложены задания:

Составление диалога (озвучивание роли с помощью игрушек). Детям предлагалось выбрать игрушку («смешарики») и озвучить их разговор на любую тему.

Составление диалога в процессе совместной деятельности (рисования общей картины). Детям предлагалось рисовать либо предъявленную картину, либо нарисовать свою картину совместно с другим ребенком на одном листе бумаги за ограниченное время (10 минут).

III. Совместное рисование картины с логопедом. Было предложено нарисовать картину, посвященную весне. Детям предлагалось нарисовать весну совместно с логопедом на одном листе бумаги.

Полученные диалоги разбирались в двух аспектах:

как речевая деятельность

как речевое поведение

При оценке речевой деятельности в процессе диалога отмечаем:

тематичность диалога, то есть соответствие реплик определенной тематике

реализация и развитие главной мысли

характер диалога, который может быть:

репродуктивный (согласие во всем с лидером);

реконструктивный (есть встречные предложения);

творческий.

При оценке диалога как речевого поведения, обращается внимание на следующие пункты:

особенности активности участника диалога (заинтересованность, уровень мотивации, активность, пассивность)

реакция на участника диалога, отношение к партнеру по диалогу (положительно, страх, негативно, спокойное отношение, подозрительность, доверие/недоверие, уважение/неуважение, заискивание, и т.д.)

особенности речевых высказываний (их длина, сложность, распространенность/нераспространенность)

Особенности использования элементов речевого этикета (умение вступить в беседу, поговорить, и т.д.)

Особенности использования паралингвистических средств в диалоге (интонация, мимика, жесты, взгляды)

Мы сравнили данные, полученные в ходе обследования диалога детей, и сделали выводы, которые представлены в таблице, а также в приложении.

По данным эксперимента выявлено, что дети из обеих групп достаточно легко идут на контакт, дети отзывчивы и открыты.

Анализируя полученные диалоги с точки зрения речевой деятельности, мы выделили следующие составляющие речевой деятельности и их особенности, характерные для данных групп:

Тематичность – то есть соответствие реплик определенной теме. Рассматривая данный аспект можно выделить следующие особенности: реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается:

Выписка из протокола Данила Л. и Максима С.

-пошли сюда, на горку…Нюша, иди сюда…Нюша, а что ты убежала? .Нюша, тебе, что рояль купили?

- пошли ко мне в гости

- смотри, какое диско у меня! смотри, какой у меня бильярд!

- что?

-Нюша, давай я тебя научу…танцор диско …ты же не умеешь! Нюша, посмотри на меня!

Это может быть связано с тем, что не развито умение вступать в позицию говорящего и слушающего, либо с тем, что не могут выделить главную тему, либо легко отвлекаются:

Выписка из протокола Сони Г.:

-Кораблик?

-Это не кораблик, это ручеек.

-Все девочки меня в группе обожают.

-За что?

-Хорошенькая. Повторяют за мной все.(далее рассказывает про свою бабушку)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru