Перечисленные вузы имеют давние "корни" и "исторический багаж" в сфере профессионального образования. Именно перечисленные вузы в течение прошлого века формировали "человеческий капитал" и кадровый потенциал промышленных предприятий города и области. В настоящее время они являются основными "игроками" на рынке образовательных услуг. Государственное финансирование дает существенное преимущество и повышает уровень лояльности потребителя к перечисленным вузам.
Появившиеся на образовательном рынке негосударственные вузы предлагают достаточно ограниченный набор образовательных программ, имеют не такую богатую историю. Среди коммерческих вузов как "долгожителей" можно отметить: Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП) - 10 лет на рынке образования, реализует 7 образовательных программ; Современную гуманитарную академию (СГА) - 6 лет на образовательном рынке, 8 программ профессиональной подготовки; Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ) - 10 лет на рынке образования Пензенской области, реализует 7 программ.
В настоящее время на рынке образования появляются филиалы образовательных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Ульяновска, Томска и других (общей сложности насчитывается более 30 филиалов и представительств), что влияет на обострение конкуренции между вузами.
3. Барьер, связанный с технологией организации образовательного процесса. Барьер строится прежде всего на внутреннем ресурсном ограничении организации образовательного процесса. Для эффективной реализации образовательных программ необходимо наличие многих составляющих – учебных площадей, материально-технического и информационного обеспечения, педагогического и управленческого персонала. Рост количества вузов на рынке подтверждает тот факт, что этот барьер достаточно легко преодолевается - достаточно свободное информационное пространство, рынок свободных педагогических кадров с возможностью перекрестного трудоустройства, снижение стоимости компьютерной и мультимедийной техники- все это позволяет организовать представительство вуза достаточно быстро. Однако следует отметить, что легкость преодоления ресурсного ограничения для вновь входящих на рынок образовательных услуг вузов связана прежде всего с профилем образовательных программ, которые в большинстве своем гуманитарные.
Подготовка инженерных специалистов без соответствующей материально-технической базы, исследовательского и промышленного оборудования организовать невозможно. Поэтому коммерческие вузы предпочитают без увеличения затратной части вести подготовку по "модным" экономическим и юридическим специальностям. Формирование преимуществ в области технологий организации образовательного процесса позволяет повысить лояльность потенциальных потребителей к вузу, поскольку участие компьютерной и мультимедийной техники в образовательном процессе многими абитуриентами воспринимается уже не как инновация, а как обязательный элемент качественного современного образования.
Одним из эффективных инструментов преодоления этого барьера является образовательный франчайзинг - использование на возмездной основе разработанных в головном вузе методик преподавания и учебно-методического обеспечения. По программам образовательного франчайзинга в Пензе работают ПИОО (на основе программ МЭСИ), МИЭМП и СГА- на основе оригинальных методик головных московских вузов. Преодоление барьеров "эффекта масштаба" и "технологии организации" может реализоваться так же в выработке и реализации стратегии расширения регионального охвата оказания образовательных услуг и проработке механизма функционирования филиалов и структурных подразделений на принципах образовательного франчайзинга.
4. Барьер, основанный на превосходстве в уровне затрат. Этот вид барьера формирует норму прибыли на рынке и связан с капитализацией и уровнем первоначальных затрат на организацию образовательной деятельности, а так же с текущими затратами по обеспечению образовательного процесса. Государственное финансирование и постоянный, сложившийся в течение многих лет уровень текущих затрат по основной деятельности оказывают серьезное влияние на формирование этого барьера. Но популярность высшего образования и высокая норма прибыли на рынке обеспечивают возможность коммерческим вузам без серьезных капиталовложений организовать образовательную деятельность.
5. Барьер, основанный на расширении географических границ образовательного рынка. В настоящее время наблюдается всплеск активности вузов в организации сети филиалов и региональных представительств, что позволяет повысить уровень "ресурсного обеспечения" - привлекают новых абитуриентов из районов области, создавая на местах условия для профессиональной подготовки. Активную работу в этом направлении проводят: СГА, ПИОО, ПГУ и другие. Новые вузы, выходя на образовательный рынок, вынуждены, для участия в конкурентной борьбе, создавать собственную сеть региональных представительств, что связано с большими организационными и финансовыми затратами. Расширение образовательных границ рынка - прогрессирующая тенденция. Для получения конкурентных преимуществ современному вузу при формировании сети региональных представительств необходимо создавать не только отдельные филиалы, а формировать "корпоративную образовательную сеть" со своей образовательной, информационной, социальной, экономической и культурной средой.
Другая информация:
Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...
Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в России
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и об ...
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...