- ролевые игры, в процессе которых их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Для проведения игр с исполнением ролей разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием»;
- операционные игры, или жесткие деловые игры, в которых имеются ограничения на отдельные ходы или внешние воздействия. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные;
- организационно-деятельные игры, в которых непременным условием является деятельность играющих.
- имитационные игры, на которых имитируются события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов;
- «деловой театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи .
Технологию деловой игры можно представить в виде таблицы:
Таблица № 1
Технологическая схема деловой игры
Этапы игры |
Структура |
Содержание |
Этап подготовки |
Разработка игры |
- разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру |
- постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации | |
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
- работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником |
Межгрупповая дискуссия |
- выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов | |
Этап анализа и обобщения |
- вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации |
Таким образом, вышеуказанные деловые обучающие игры направлены на решение ряда комплексных задач и дают возможность целостно смоделировать систему будущей профессиональной деятельности. Они повышают эффективность учебного процесса, если психологически и педагогически целесообразно организованы, а именно:
а) определено их место в образовательном процессе в сочетании с другими технологиями;
б) отобраны продуктивные модели деятельности для проигрывания;
в) создаваемые искусственные ситуации максимально приближены к реальной действительности;
г) участники игры психологически готовы к принятию ролей и проведению игр;
д) создан эмоциональный фон, атмосфера коллективного взаимодействия, соревнования;
Другая информация:
Цель, задачи, методы, теоретические основы и организация исследования
В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия лексики русского языка и особенностей ее формирования у дошкольников с русско-черкесским билингвизмом. Для достижения цели в констатирующем иссл ...
Семейное воспитание в развитии ребёнка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...
Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...