Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Проблемы и перспективы школьного экономического образования

Страница 2

Кроме общего, стандартного объема знаний для обучающихся всех школ России, определенная часть необходимых молодому поколению экономических сведений может и должна иметь региональные источники. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с производством, наличием сырья, а также экологическими и социальными проблемами.

Предмет экономики считается важной частью среднего образования, входит в региональный базисный учебный план; в подавляющем большинстве школ экономика преподается либо как часть интегрированных курсов, либо как самостоятельная дисциплина .

Современное экономическое образование школьников практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Прежде всего обучающиеся должны знать базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, рынок, спрос, предложение, факторы производства, издержки производства, основной и оборотный капитал, инфляция, налоги, госбюджет, банки, кредит, процент, валюта и др.), уместно их употреблять, уметь логично рассуждать о ключевых экономических проблемах, оказывающих влияние на обучаемых как граждан, работников и потребителей, будущих семьянинов. Естественно, показатели, отражающие ключевые социально-экономические проблемы развития страны и региона, постоянно меняются. Поэтому обучение должно стимулировать самостоятельные поиски обучающимися новой информации.

Ряд авторов выделяет причины, определяющие необходимость экономической подготовки школьников:

1. Социально-личностное развитие обучающегося, то есть формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, развитие личностных ресурсов, мотивов, потребности в самопознании, адекватной оценке своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности.

2. Воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро- и микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованные решения при рассмотрении хозяйственных вопросов, при планировании экономики семьи.

3. Гражданское становление человека: как гражданин демократической страны может (и должен) видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов.

Необходимость радикального изменения экономического образования вызвана идущими в обществе преобразованиями, экономизацией социальных связей, необходимостью формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых и развивающихся стран. Особенно важно готовить молодежь к жизни и работе в непростых условиях рынка. Наблюдаются быстрые темпы распространения экономического образования в учебных заведениях, что обусловлено прежде всего возросшим спросом на знания в области экономики, предпринимательства, актуализацией задачи формирования массовой деловой культуры. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования (начиная с уровня начальной школы). Профильная дифференциация выражается либо в выборе общего экономического направления всей школы, либо в открытии классов экономического профиля. При этом экономическая профилизация чаще всего сводится к выбору учебных программ по углубленному изучению отдельных предметов, либо к введению единичных дополнительных учебных курсов в старших классах по специальным дисциплинам.

Потребность средней школы в углубленном изучении экономических дисциплин возникла практически одновременно с введением курса «Основы экономики» в учебный план. Она реализуется в рамках экономических профильных классов и специализированных учебных заведений (типа гимназий и лицеев). Нормативной основой их функционирования является Закон РФ «Об образовании» .

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека. Образование – культура – здоровье ...

Возможности организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию
Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования. Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цел ...

Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru