Межпредметная связь геометрии и трудового обучения является и опосредованной (например, через черчение, теоретической основой которого является геометрия) и непосредственной, т.е. когда учеником применяются свои геометрические знания в практической деятельности на уроках труда. Связь геометрии и трудового обучения может успешно осуществляться только в случае овладения учащимися необходимыми навыками измерений и построений.
Элементарные геометрические построения являются опорным материалом черчения и трудового обучения. В различных технологических процессах необходима операция разметки материала, которая выполняется с помощью элементарных построений. Разметка нужна, например, при слесарной обработке металла, столярной обработке древесины. Весьма важную роль играет разметка тканей при конструировании швейных изделий. Со всеми этими технологическими процессами учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения.
Рисунок 1. 2. Выкройки
Конечно, рис.1 и рис.2 можно назвать выкройками только условно. В настоящей выкройке больше деталей и уточнений, о которых здесь не упомянуто намеренно, поскольку наша цель показать не выкройки, а прикладную ценность простейших геометрических построений. Много различных построений применяется при конструировании выкроек воротников.
Рисунок 3 а.б. Выкройка «спираль»
Например, выкройка воротника «спираль» (рис.3а) выполняется путем последовательного построения сопряженных окружностей, сопряженных полуокружностей.
1)Радиус первой окружности равен 3,5 см. Её длина равна 2 («Математика, 6 класс, тема «Длина окружности. Площадь круга»).
2) Построим полуокружность радиуса с центром в точке А. Её длина равна 2 . Остальные радиусы легко определить по чертежу. Выделенная линия является линией пришива, её длина равна 66,5 см, т.к.
2 +2
+2
=6
= 6∙3,14∙3,5 = 66,5 см.
Весь воротник должен быть равен 66,5 ∙ 2 = 133 см.
Второй пример построения выкройки манжеты-«волана» для рукава (рис.3б). Необходимо построить концентрические окружности. Используется знакомая для учащихся 6 класса формула нахождения длины окружности. Учитель технологии может сообщить учащимся, что построенные окружности подобные, тема «Подобие фигур» изучается в 8 классе.
Рисунок 4 а.б. Построение выкройки
Третий пример построения выкройки уменьшенного или увеличенного размера (рис.4а, б). В данном случае используется тема 8 класса «Подобие» или «Гомотетия». Но можно использовать знания учащихся 6 класса по теме «Пропорция» (построение пропорциональных отрезков).
Поместив исходную выкройку в клетчатую сетку, отметим положение характерных точек. Для уменьшенной (увеличенной) выкройки построим сетку, каждая клетка которой имеет сторону, которая составляет число k от первоначальной стороны.
Тренировка учащихся в достаточно точном построении геометрических фигур с помощью циркуля и линейки, а также без инструментов на глаз и от руки, ознакомление с приближенными построениями, в частности с делением окружности на несколько равных дуг, - все это, несомненно, будет способствовать усилению межпредметной связи трудового обучения и геометрии.
Другая информация:
Методологические подходы, стратегия предпрофильной и профильной подготовки
Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обуче ...
Методика работы с младшими школьниками по формированию умений
диалогической речи с использованием ролевых игр
В этой части нашего исследования будут представлены примеры ролевых игр, отвечающие изложенным выше требованиям, и направленные на формирование умений диалогической речи младших школьников. «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанны ...
Методы осуществления воспитательного процесса
Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному: - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький че ...