Материалы » Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы » Виды и формы внеклассной деятельности

Виды и формы внеклассной деятельности

Страница 1

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие личности школьника.

Внеурочная деятельность рассчитана на саморазвитие подростка. Участие его во внеурочной деятельности - это способ ненасильственного введения ребенка в культуру, где есть место и подростковой самости и образовательным программам взрослого. Этот способ связан с именами Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их многочисленными последователями .

Проектируя их подход на внеурочную деятельность, можно социализировать подростка более успешно. В любой секции, в любом клубе должны быть одновременно проработаны содержание совместной деятельности и самой формы совместности, способов общения и сотрудничества. Старшие подростки, участвуя в такой деятельности, пытаются самоопределиться: что мы собираемся делать вместе, и как мы будем это делать вместе.

Следовательно, формы внеурочной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями подростков переходного этапа должны строиться нa основе совместности и сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального доверия.

Построение атмосферы согласия может просходить не на чистом месте, а на опыте старых обид, страхов, травм. Если обратимся к знаменитой пирамиде потребностей А. Маслоу, то потребность в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании - есть то, что можно развить в подростках и находится на самой вершине.

«Запустить» процесс саморазвития подростка с низким уровнем самоуважения, самопринятия, с ощущением опасности окружающего мира не возможно, поэтому внеурочная деятельность должна позволить подростку ощутить радость успеха, стремление повторить его. Внеурочная деятельность, интегрируясь с системой образования в целом, позволяет подростку выработать активную жизненную позицию, самоопределиться, самоутвердиться, самосовершенствоваться.

Система внеурочной деятельности представлена широким разнообразием форм. В рамках нашего исследования мы акцентировали внимание на кружках, студиях, секциях, клубах.

Под кружками мы понимаем группу людей, объединенных совместной деятельностью, в результате которой субъект приобретает определенные знания, умения, навыки, выходящие за рамки общеобразовательной программы.

Студии рассматриваются нами как объединение творческих коллективов, сочетающих своей работе учебно-экспериментальные и деятельностные задания - выступления, концерты.

Секция (от лат. sectio - разрезание, разделение) с точки зрения внеурочной деятельности понимается как отделение (структурный отдел) общего направления образовательного учреждения (или процесса).

Например, среди спортивных секций можно выделить секцию волейбола, лыжную секцию, спортивных игр и так далее.

Клубы - это общественные организации, объединяющие людей для повышения культурного уровня, для совместного отдыха, развлечений и так далее.

Проанализировав, таким образом, вышеописанные формы внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что они способны удовлетворить основные потребности старших - общение со сверстниками, самоутверждение референтной группе и так далее.

Подводя итоги данного параграфа, мы считаем необходимым сформулировать комплексное определение внеурочной деятельности, способствующей успешной социализации старших подростков.

С этой точки зрения, внеурочная деятельность представляет собой деятельность старшего подростка, которая с одной стороны, построена на принципе культурообусловленности и имеет личностный смысл, с другой стороны, обеспечивает чувство успешности за счет ненасильственного введения подростка в культуру, а также интегрирована в образовательную систему, в которой представлена многообразием форм.

Исходя из этого определения, можно заключить, что такие характерные черты старшего подросткового возраста, как промежуточность и неустойчивость, благодаря которым подросток оказывается в группе риска, можно существенно сгладить.

С целью подтверждения данного допущения мы решили провести экспериментально-опытное исследование исследуемой нами проблемы на материале средней общеобразовательной школы.

Педагогическая организация досуга старшеклассников несёт в себе серьёзные воспитательные возможности. Подростки обычно меньше сопротивляются воздействиям педагогов в обстановке свободной деятельности. Влияние в свободное время воспринимается как непреднамеренное и не посягающее на свободу личности. С этой точки зрения весьма перспективной формой воспитания является школьный клуб. Под этим понятием имеется в виду не место, где располагаются различные кружки, а досуговое сообщество, особую организацию деятельности и общения. Английское слово «Club» имеет ряд значений; среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Человек как предмет педагогической антропологии
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, ...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru