Материалы » Межпредметные связи в обучении » Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии

Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии

Страница 2

5. По способу переноса знаний — связи включения и связи сопоставления. Например, знания из курса математики включаются в разделе «Конструирование и моделирование одежды» в новые знания.

6. По познавательным целям:

связи обоснования (использование, например, в разделе «Машиноведение» для объяснения особенностей устройства швейных машин используются знания из курса физики «Механика»);

связи обобщения (применение знаний курса «Черчение» о геометрических построениях и анатомическое строение человека из курса «Биология» при формировании в разделе «Конструирование и моделирование одежды» общего знания о конструировании одежды);

связи конкретизации (уточнение общих знаний в конкретных знаниях изучаемых разделов, например конкретизация знаний по цветоведению в разделе «Художественное проектирование – дизайн» и т. п.);

связи интерпретации (выражение знаний о сборочных единицах, машинах, процессах с помощью кинематических схем, изучаемых в курсе «Черчение», или использование, например, знаний курса «Механика» о силах, действующих на твердое тело, при выяснении условий движения деталей в швейных машинах);

связи иллюстрации (показ применения вновь сформированных знаний в последующих учебных курсах или на практике).

7. По степени обобщения — эмпирические (выделение и обозначение в обеспечиваемых дисциплинах знаний о внешних свойствах изучаемых общих объектов), теоретические (соотнесение в единое целое раскрываемых рядом дисциплин частных особенностей общего объекта изучения) и мировоззренческие (способствующие диалектико-материалистическому пониманию мира и общества).

На уроках технологии используются различные способы осуществления межпредметных связей.

Это включение в изложение учебного материала изучаемых дисциплин знаний об общем объекте изучения по другим дисциплинам, применение наглядных пособий с межпредметным содержанием, приведение примеров использования учебного материала изучаемой дисциплины при прохождении последующих курсов, включение в технические задачи конкретных числовых данных из прикладных дисциплин, использование комплексных заданий для выполнения учащимися самостоятельных работ, вопросов, задач и задании на обоснование, обобщение, конкретизацию , сравнение, синтез знаний по смежным учебным дисциплинам, на иллюстрацию и интеграцию знаний одних дисциплин при помощи знаний по другим и др.

Познавательную деятельность учащихся при осуществлении межпредметных связей можно организовать в несколько этапов.

На первом этапе необходимо актуализировать опорные знания по обеспечивающим курсам. Учащиеся должны вспомнить ранее изученный учебный материал, выделить из него необходимые для осуществления связей опорные знания, воспроизвести их устно или графически (в зависимости от требований преподавателя).

На втором этапе следует подготовить новые знания к связи с опорными. Для этого в новом учебном материале необходимо выделить те знания, которые будут основываться на опорных знаниях.

Реализация первого и второго этапов позволяет подготовить учащихся к переносу знаний из одной предметной области в другую. В результате этого возникает дидактическая задача (учебная проблема) на взаимосвязь актуализированных знаний. Это и будет третьим этапом.

На четвертом этапе вся деятельность учащихся направляется на решение поставленной задачи.

Последовательность реализации выделенных этапов может быть произвольной и определяется логикой изложения учебного материала, прочностью и сформированностью у учащихся опорных знаний, их умением самостоятельно использовать учебный материал одних дисциплин при изучении других, решаемыми на занятиях целями и задачами.

Практика показывает, что, включая учащихся в учебную деятельность по осуществлению межпредметных связей, целесообразно проводить через проектно-исследовательскую работу.

В образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологии их обработки. На основании чего можно сказать, что – проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей с основами наук.

Проектный метод обучения дает возможность стимулировать развитие творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности, приобщать к экономическим отношениям, характерным для формирующегося рынка. Сбор необходимой информации, изучение спроса и предложения, т.е. проведение элементов маркетингового исследования, требует умения общаться с различными категориями населения, обоснование проекта зависит от умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, что также связано с культурой коммуникативной деятельности. Восприятие оценки результатов проектной деятельности тесно связано с адекватной самооценкой, проявлением уважения и такта, терпимости и выдержки.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Воспитание детей в семье
Более 60 лет назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единстве ...

Работа классного руководителя
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем. Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется её Уставом, то деятельность классного руководителя тоже осн ...

Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
Чрезвычайно важным в проблемы воспитания чувств гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в об ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru