Материалы » Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки » Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента

Страница 1

На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 человек соответственно. Базой для проведения опытно-экспериментального исследования была избрана общеобразовательная школа № 3 г. Ханты-Мансийска.

В соответствии с целью опытно-экспериментальной работы нами была осуществлена попытка разработки педагогических путей развития творческого музыкального мышления младших школьников в условиях уроков музыки.

При реализации экспериментальной программы мы учитывали, что музыкальное мышление ребенка 6 – 11 лет в процессе восприятия жизненных или художественных явлений, в том числе и произведений искусства, в основном, способно интенсивно изменяться и формироваться.

Поэтому, на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, мы опирались на ясное и доступное слово (взятое из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом последующего произведения искусства.

В качестве критериев развитости музыкального мышления детей в нашем исследовании были избраны:

1) объем музыкально-интонационного словаря;

2) умением устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;

3) высокая степень эмоционально-волевой регуляции;

4) наличие чувства музыкальной формы;

5) степень развитости аналитического опыта, адекватности восприятия музыкальных произведений;

6) зрелость музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию музыки.

Методика диагностирования детей по данным критериям приводится ниже.

Всего, с целью диагностирования учащихся было проведено два занятия. На каждом из них дети выполняли задания, с помощью которых нам удалось выявить уровень сформированности у учащихся качеств, обобщённых их критериемными характеристиками.

Диагностические измерения по каждому из критериев, указанных выше, осуществлялись по специально разработанным методикам. Так, для определения наличия у детей чувства музыкальной формы использовался ряд методик, сущность которых изложена ниже.

Так, в ходе проведения диагностики чувства музыкальной формы нами использовалась тест-игра «Незавершённая мелодия», целью которой было выявление уровня развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли. При этом ребёнку давалась вводная информация следующего содержания:

– Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

Вначале давали пробный вариант, на котором мы должны были убедиться, что ребенок правильно понял инструкцию. После настройки в тональности исполнялась известная ребенку мелодия. В нашем случае это была «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывался, а прерывался на словах «зеленая бы .».

В качестве образцов мелодий, т.е. стимулирующим материалом были отобраны пять мелодий:

1) Д. Кабалевский «Бег».

2) В. Шаинский «Всё мы делим пополам».

3) И. Кальман «Вальс».

4) Белорусская народная песня «Савка и Гришка».

5) Т. Попотенко «Подарок маме».

Использование названных образцов стимулирующего материала проводилось в следующем порядке: в 1-й мелодии не доигрывался последний такт, 2-я мелодия доигрывалась до конца, в 3-й не доигрывалась последняя фраза мелодии, 4-я мелодия, состоящая из 4-х фраз, прерывалась на середине второй, 5-я мелодия доигрывалась до конца. При этом за каждый правильный ответ ребёнку присуждался 1 балл.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Опыт работы учителей музыки Ярославской области
Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники "Экологическое воспитание средствами искусства" и "Экологическое воспитание средствами музыки", авторы-составители Б.А.Бара ...

Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...

Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru